(легенда по мотивам народного фольклора)
В жизни много дивного случается.
Жил-был царь и сын в далёкий год.
Государь жестоким нравом славится,
А царевич, тот наоборот.
Водится с убогими да нищими,
Человек простой ему стал люб.
Знается с матросами худищими -
Бит во льдах приплыл торговый шлюп.
Ни в пиру, ни в пляске не отметится,
Избегает общества бояр,
Даже если с дочками их встретится,
На девиц не падок и ни яр.
Из тюрьмы спас музыканта-странника,
Денег дал и лошадь у ворот.
Ложь-донос царю: «Убил охранника
Сын-изменник – круглый идиот!»
Разбираться в гневе было некогда
Посреди покорных в страхе тел;
Без суда придворного и стрекота
Сына царь повесить повелел.
Заглушил народное роптание
Блеск мечей и виселицы вид.
Выполнить последнее желание
Осуждённый просит без обид.
На коленях оставлять царевича
Слуги не хотели, не с руки;
Потому – по просьбе Еремеича
Принесли на площадь сундуки.
Первый грузный – переполнен золотом.
Серебром – второй сундук набит.
Третий деревянный – старым солодом.
Их на три замка закрыть велит.
Говорит: «По правде, без кичливости,
Каждый день, считая серебро,
Оценить прошу по справедливости -
Сколько стоит в сундуке добро?»
«Он, щенок, над нами издевается!» -
Загудел боярский грозный суд:
«Думает, загадкой оправдается.
Предложил нам самый лёгкий труд.
Дороги металлы драгоценные!
Дерево оставьте голытьбе.
Солодом довольствуйтесь, блаженные!
Квас для каши сварите в избе».
«То не ново для тебя, Русь-матушка,
Голод да безвинным батожки.
Прикажи прославленный, царь-батюшка,
Распахнуть прилюдно сундуки!»
Вот, открыли, вместо злата – гадами
Бывшее сокровище шипит.
А второй, тяжёлый – только смрадами,
Тряпками, протухшими, забит.
Отомкнули третий с дрожью-ужасом
Видят Церковь Божью, дивный сад!
Царь, сражённый чудом, сына мужеством,
Отозвал указ на казнь назад.
Примечание:
Еремеич – от Еремей (возвышенный Богом др. евр.);
убогий – имеющий увечье (здесь);
худищий – очень худой;
шлюп – парусное судно;
падок – склонный к чему-либо плохому;
яр – огонь, пыл, в прямом и переносном значении;
стрекот – болтовня (здесь);
солод – продукт из проросших и смолотых зёрен хлебных злаков (используется при
изготовлении кваса);
голытьба – городская и сельская беднота;
блаженные – дурочки (здесь);
батожки – палки, розги;
гады – земноводные и пресмыкающиеся животные (например, жабы, змеи);
смрад – отвратительный запах.
|