"Петрарка обелял Лауру,
Шекспир - свой смуглый идеал.
Наш Пушкин радостно признался,
Что с кем-то Керн он у...л)))
Ну полюбите же одну.
Цветковый миг и волны ей святите,
Наташей - именем - ее зовите.
Или Роксаной - сукой иноземною,
Стихов алтарь - безумьем окропите.
Дала познать себя - вселенная."
(Ирина Токарева)
Дорогая Ирина!
Прежде всего спасибо за Ваш эмоциональный искренний отзыв. Оставляя за рамками нашего разговора его технические достоинства или недостатки, скажу, что он побудил меня высказаться на эту тему и кое-что объяснить (может быть, самому себе).
Конечно, сопоставление с великими - это "цветковый миг" для любого автора... но, увы, не для меня. Прежде всего потому, что я, грешный, хотел бы прожить СВОЮ жизнь,
а не чужую, пускай и великую. Во-вторых (и это не менее важно), поэтические задачи со времен Петрарки, Шекспира или Пушкина сильно изменились, и не реагировать на эти изменения, не замечать или не чувствовать их - современная поэзия просто не имеет права... или уж она не поэзия, а что-то другое. Названные Вами гении решали СВОИ поэтические задачи, которые ставила перед ними Жизнь; я - в меру данных мне способностей и сил - пытаюсь решать свои.
Какие же это задачи?
О, поверьте, не менее сложные! - и, может быть, невыполнимые вовсе.
Прежде всего, как мне кажется, это попытка дать миру ХРИСТИАНСКИЙ ЭРОС - как противовес монашеской аскезе - с одной стороны; и разнузданной порнографии - с другой. Что же я понимаю под словосочетанием "Христианский Эрос"? Прежде всего РАЗНЫЕ ТИПЫ И ОТТЕНКИ ЛЮБВИ. Ведь согласитесь, что есть любовь-сострадание, любовь-секс, любовь-признание таланта, любовь-умиление, любовь-благодарность и так далее. Конечно, иногда (например, в счастливых семьях) все эти оттенки сливаются и образуют собою некую полноту любви... но гораздо чаще эти оттенки именно разобщены, если еще не изжиты вовсе... и тогда им на смену приходят различные степени отстранения: неприязнь - раздражение - злоба - ненависть - равнодушие - холодный интерес.
Мне кажется, в моих стихах РАЗНЫЕ ТИПЫ ЛЮБВИ представлены с максимальной ясностью... а если этого ощущения не возникает, что же, значит, я написал их зря. Однако пойдем далее.
Ключевой фразой Вашего отклика является следующая строка: "Ну полюбите же одну."
Знаете, Ирина, в связи с этой добропорядочной просьбой расскажу Вам одну историю. Когда-то давно мы сидели с моим другом Андреем Наумовым на кухне и рассуждали о творчестве. И вдруг Андрей как-то приосанился, что ли, и очень вдохновенно сказал: "Слушай, Игорек, а напиши про женщин. ПРО ВСЕХ. А я тебя критиковать буду! А?"
Я тогда только отшутился, конечно, но мысль мне в голову (нет, в сердце) запала... и, в общем-то, с годами я этот завет выполнял. Ибо он счастливо совпал с моими действительными устремлениями... ибо я с самого раннего детства хотел понять, утешить и в конечном счете "спасти" (ну, например, от хулиганов или пьющих мужчин)
всю лучшую половину человечества, начиная с мамы, бабушки и младшей сестры!
И как знать, дорогая Ирина, кто из нас больше прав перед Богом: Вы ли в своей понятной и простительной (а может, быть - и более высокой) моногамии; или я, грешный, в попытке облегчить и украсить стихотворениями - этими вечными цветами Эдема - жизнь если не всех, то хотя бы некоторых страдалиц Земли!
Но при этом я понимаю, что Вы хотите сказать. По сути, Вы косвенно предостерегаете меня от соблазнов: дескать, не соблазняйся сам и других не соблазняй. И вот в этом пункте Вы целиком и полностью правы. В некоторых моих стихах на эту тему, бесспорно, содержится соблазн. Бесспорно - содержится. За это меня простите. Я уж и так публикуюсь здесь по абсолютному минимуму... и если бы Вы знали, сколько своих рукописей (и даже целых книг) я уничтожил в огне!
Но СВОЮ задачу как поэт я тоже не выполнять не могу. Она дана мне не Андреем Наумовым, но Богом - Создателем, Спасителем и Судией Мира... и я очень рад, что общение с Викторией Михайловой вдохновило меня на труд, фрагменты которого Вы видите на моей странице.
Какие еще поэтические задачи видятся мне в современности? Конечно, это попытка Восхождения к Лику, к Правде и Чести СЕМЬИ КАК МАЛОГО ХРАМА - и вот эта Задача, казалось бы, должна аннулировать всё предыдущее. В этом смысле мне очень понравилось стихотворение Наты Присти - "Луч солнца зайчиком рассветным..." Пожалуйста, обратите на него внимание, это уже не пошлая или циничная хохма или декларация, но четко сформулированный ПРАВЕДНЫЙ УКОР, не принять который я не могу.
Но здесь возникает следующая поэтическая задача: попытка соединить Веру и чистоту души с ВНЕШНЕЙ красотой библейской Суламиты, чей светильник женского убора (или, как сейчас принято говорить, визажа) попросту шокировал бы современных поборников псевдохристианской нравственности, и БИБЛЕЙСКАЯ Суламита из Песни Песней скорее всего оказалась бы "во врагах" у нынешних "примонашенных" фарисеев от Православия!
Все это очень серьезные и глубокие вопросы, дорогая Ирина, и, может быть, мне не хватит жизни, чтобы их разрешить.
Наконец, есть универсальная религиозная задача взаимодействия Мира, Церкви и Монастыря, которую решал еще Гоголь и решая которую, создал свои самые высокие и, так сказать, рассветные произведения на самом закате жизни.
Или, как прекрасно сказала Ната Присти:
Луч солнца зайчиком рассветным
На позолоте куполов
Касаньем легким неприметным
Оставил знак иных миров.
....................................................
Уставшим душам дал надежду
На исцеление и жизнь.
ЧТОБ НЕ МЕТАЛИСЬ СЛЕПО МЕЖДУ
СПАСЕНИЕМ И ЯДОМ ЛЖИ.
...........................................................
Знаете, дорогая Ирина, вот эти выделенные строки суть эпиграф ко всей моей жизни и творчеству, и, честно говоря, я бы хотел, чтобы они были выбиты на моей могиле, которую, между прочим, тоже нужно заслужить.
Всего Вам самого доброго. И.Т.
|
|