Вход для пользователей
   Логин
 [ Регистрация ]
   
   Пароль
  [ Забыли пароль ]
   
   
      
На развитие Ты-Поэт:
руб.



Облако тегов


Публикация: 2014-06-12
Раздел: без раздела

Учимся писать стихи. Выбор темы.

!Тиамф! Особенности раскрытия темы, ч. 2

( Автор Санди Зырянова)


Три силы сердца Санди шушукаются, обсуждая текущую ситуацию на СДЛ.
Зеленая Мышь: Она, наверное, решила посмотреть, как предмодерация повлияла на художественный уровень Главной…
Теплый Кот: Точно. И новый принцип ТОПа, кстати, тоже.
Улькиорра: По-моему, вы делаете ложные выводы. Санди просто не хочется писать тиамфы!
Зеленая Мышь и Теплый Кот: Это как? Ты что?
Улькиорра: А почему вы не думаете о том, что Санди хочется просто почитать хорошую книгу, а не копаться в куче стихов на Главной?
Санди: Вообще-то да. Можно говорить все, что угодно, но литературное творчество, как и всякое другое творчество, возможно только тогда, когда есть вдохновение и желание. Есть идея, которая просит воплощения. Есть сюжет, есть герой, который жаждет быть написанным, есть яркий образ, родившийся под настроение. Вот только иногда все это есть, и автор, пылая вдохновением, норовит написать новый шедевр – ан шедевра-то и не получается!
Улькиорра: Все потому, что не умеют грамотно раскрыть тему…
Теплый Кот: После очередной рифмы кровь-любовь я уже не знаю, что говорить о теме!
Улькиорра: Нет, говорить об этом следует, потому что обилие стихов со скучным морализаторством и повторением в стопицотый раз очередной прописной истины удручает!
Тим Скоренко, известный литературовед, отмечает, что проблема большинства графоманов – даже не в слабой технике или избитых образах, в конце концов, это вопрос мастерства, а мастерство приобретается. Нет, проблема – в том, что людям не о чем писать! К сожалению, это же можно сказать и об авторах СДЛ. Корни у этой проблемы двоякие. Во-первых, писать хочется, но нет идеи, которая требует немедленного отображение в стихе. Во-вторых, человека ничего не интересует. Круг интересов нашего аффтара ограничен им самим, его буднями и его личными переживаниями по самым простым поводам, главный из которых, конечно же, любофф.
Тем не менее, есть и честные авторы, которые хотят писать по-настоящему. И они сразу же сталкиваются с трудностями. Главная трудность раскрытия темы в стихе – то, что ты все должен продумывать сам. В литературе есть много по анализу чужих стихов, в том числе и с точки зрения раскрытия темы, но очень мало о том, как поступать самому…
По выбору темы.
Совет номер один, который я могу дать, глядя на Санди: не считай, что у стихов есть «достойные» и «недостойные» темы! Не считай, что тематика стихов может быть чем-нибудь ограничена! А то была тут одна пиитесса, которая наивно сказала: ну да, я пишу только о любви, я же девушка… Так вот, «яжедевушки» существуют во множестве, но никто из них не станет поэтом, пока он «яжедевушка». Ни пол, ни возраст, ни национальность не обязывают тебя об этом писать, а об этом не писать. Тянет тебя высказаться на тему Большого Взрыва или мышки, живущей в мусорном баке, – высказывайся.
Совет номер два: не пытайся оригинальничать. Натянутость, неестественность выбора темы очень чувствуется. Читатель может не заметить уровень твоего мастерства, но он всегда заметит, что тема тебе интересна – или не интересна.
Совет номер три: уже, наверное, нет темы, которую бы не затрагивали. Пусть предыдущие попытки раскрытия «твоей» темы на тебя не влияют. Ищи собственные слова, собственную точку зрения.
Совет номер четыре: не стоит писать на темы, по которым у тебя нет квалифицированного мнения. Особенно это касается политики; впрочем, история, наука и мораль тоже часто страдают от самонадеянных пиитов. Пришел как-то аффтар и давай нас поучать, как не надо быть геями, потому что на Руси их всегда вешали. ??? – мог бы хоть чуть-чуть погуглить историю вопроса… если серьезную научную литературу перелопачивать лень.
Санди: Народ, я вас только об одном прошу – не пишите «стехи» про то, что Россия захватывает Украину! Тошнит уже от этой бредовой демагогии…
Улькиорра: От демагогии вообще тошнит.
Для раскрытия темы есть много приемов. Самый негодный из них – «лобовой», когда автор просто обозначивает позицию и начинает ее напрямую навязывать читателю. В Бога надо верить, война – это плохо, потому что… (далее следует перечисление бедствий, принесенных войной, причем список не обновлялся с 1945 года), мама – это святое, не надо обижать людей и т.п. Например:

Десятки лет отдашь, порой, урокам,
А результат таков, что бился зря.
Себя воспитывайте - больше проку,
Пример с родителей берёт дитя!
Вот типичный стих-декларация. Проблема не в технических недочетах, хотя Теплый Кот, вижу, схватился обеими лапами за голову. Проблема именно в «лобовом» раскрытии темы. Убедить просто констатацией факта еще никогда и никого не удавалось.
Вместо «лобовой» констатации уместно раскрыть тему с помощью чисто композиционных приемов.
Композиция – это, грубо говоря, распределение завязки, кульминации и развязки, которые есть даже в бессюжетных стихах. Например, завязка – это изображение родителей, которые всячески учат чадо уму-разуму: мама объясняет, папа строго требует… После нее могло бы идти изображение повседневной жизни семьи. Но не простое. Автору следовало бы описать, как родители совершают поступки, которые или подтверждают их поучения, или идут с ними вразрез, причем описание должно быть ярким, провоцирующим эмоциональную включенность читателя. Кульминацией стиха могла бы стать реакция ребенка. Тоже максимально выразительная, возможно, драматичная – катарсическую разрядку как важнейший элемент воздействия произведения никто не отменял. И развязкой может послужить авторская ремарка, но опять-таки без лобовой атаки, скорее, грустная, раздумчивая, ироничная, но могущая быть мощным завершающим аккордом.
Очень важны в стихе также тропы, так как в стихе первостепенное значение приобретает эмоциональный отклик читателя, а добиваться его можно только с помощью тропов и фигур речи. Той яркости и выразительности, о которых я говорил, можно достичь именно при помощи тропов.

Наука жизни к нам бывает очень строгой.
Бывает мягче... Но доходят понемногу
К нам изначальные Всевышнего законы :
Ведь и цари ревут от боли, и бароны...
В этом четверостишии прослеживается четкая композиция. Однако «лобовая» констатация опять-таки убивает всю ценность работы. Когда хотите осветить какие-то моральные заповеди, друзья, избегайте частых апелляций к Всевышнему. Дело в том, что на СДЛ не все исповедуют одну и ту же религию. Мусульманин не поймет призыв к единобрачию, христианин – к отказу от спиртного, буддист равнодушно пожмет плечами, глядя на обоих, а кришнаит зальется смехом и пойдет танцевать. Еще. Если пишем всерьез, то надо позаботиться о том, чтобы ваши слова не звучали как шутка. Цари ревут от боли? Ревут, простите, быки, о человеке так можно сказать в шутку. Потом, когда приводим в пример рандомные группы населения, или явления, или животных, вещи, нужно, чтобы выбор был хоть как-то мотивирован. Почему цари и бароны? Потому, что рифмуются с законами? В стихе нет упоминания владетельных особ, кроме этого. Вообще, немотивированность появления в стихе каких-то вещей или явлений очень часто портит впечатление.
И, наконец, опасайтесь банальности, избитости и прописных истин. Особенно там, где без этого легко обойтись. Автору этого четверостишия лично я уже отчаялась объяснить, почему я ставлю ему только 3. Потому, что он повторяет прописные истины словами, которыми их повторяли тысячи других паэтофф до него. Ни одной собственной мысли и ни одного собственного слова – может быть, не стоит называть «собственными» и стихи в целом? А когда видишь любовные стихи, в которых констатируется «нельзя прожить без любви», или «женщина – загадка и мечта!», или «такова мужская природа» (мусор, что ли, опять вынести забыл?), поневоле задумываешься: может быть, и сама любовь, о которой стих, выдумана автором в качестве иллюстрации к очередному трюизму?

И правда, это очень странно!
Что ты, ни слова не сказав,
Бросала взгляды тверже камня.
И вдруг, раскосые глаза...
Вот тема любви. Откровенно говоря, тема любви настолько навязла в зубах, что раскрыть ее небанально очень сложно. Но… друзья, вы понимаете, о чем это? Я – нет. Обратите внимание, что смысл сказанного сильно затемняет неверная пунктуация. Отсюда важный совет: правильно расставленные знаки препинания, грамотный синтаксис и общая грамотность имеют первостепенное значение. Здесь и синтаксис хромает, потому что не согласованы глагольные времена. Итак, у нас героиня молча смотрела твердым взглядом. Обычно так говорят о взгляде, выражающем волю, решимость. Ну ладно, может, это была решимость не выходить замуж за ЛГ – стих-то любовный, хотя из стиха этого не понять. Внезапно глаза стали раскосыми. ??? Как внезапное косоглазие повлияло на отношение героини к ЛГ? Что изменилось, кроме того, что героине пришлось идти к окулисту? При достаточно грамотной композиции – неграмотный подбор тропов, и все, стих летит к черту и с темой, и с художественным уровнем.
Подводим итог. Итак, мы чувствуем, что нам интересна тема… (любая), и мы хотим об этом написать. Сперва продумаем – в общих чертах – композицию. Затем спросим себя: что мы чувствуем, воодушевление или огорчение, печаль? Исходя из этого, выберем ключевые слова и понятия, затем начнем искать нужные образы. И все это изложим красиво и грамотно с точки зрения русского языка и теории стихосложения.
Легко сказать, труднее сделать. Но мы попробуем!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

2


Количество просмотров пользователями:   19


Общее количество просмотров:  966



Другие стихи автора:


О насущном.( обязательно к прочтению)
То ли.
ОБЪЯВЛЕНИЕ.
ОБЪЯВЛЕНИЕ.
Анталогия современного АВАНГАРДА ( часть 3)


Отзывы к стихотворению:  4

Отзыв добавил(а): Волков  Владислав
Дата: 2014-06-12 16:45:55

Темы есть - когда есть мысли. По-моему, это главная проблема большинства.

Отзыв добавил(а): Ветренная  ведьма
Дата: 2014-06-12 16:53:21

О чем Вы? Стихи писать -не теорему Ферма доказывать. Здесь большого ума не надо.

Отзыв добавил(а): Волков  Владислав
Дата: 2014-06-12 17:27:18

Наверно, у меня просто с душой непорядок. У других- то она - ух! - сама пишет.

Отзыв добавил(а): Марусин 
Дата: 2014-06-13 01:17:26

Читал. Не самый удачный тиамф по двум причинам. Расписывать их - перефернисить ферниса, или переtalking токареву, время дороже, а я не настоль ревнив, чтобы разменивать его на марсианскую белиберду. Во, накопал:
proza/2011/06/15/1156



Добавить отзыв:

(если необходим комментарий к отзыву - поставьте галочку перед ним)

Вы ввели: 0

отзыв автора стихотворения не лимитируется по нижней границе

улыбается   радостно смеющийся   грустный   подмигивающий   сердитый   сбитый с толку   плачущий   поцелуй   ангел   влюблен   роза   удивлённый
бее   дурак   во!   смущённый   стоп   да   устал   смеющийся   показывающий язык   не хулиганить

Посчитайте и введите ответ:






Сopyright © 2008-2024 Все права защищены Ti-Poet.ru
Права на все материалы, представленные здесь, принадлежат их авторам
Ваши вопросы и предложения просим направлять на admin@ti-poet.ru

Информация для рекламодателей

Пользователи Online: 1
Пополнение баллов
Сообщение Администрации
Письмо Администрации