Вход для пользователей
      




Наши партнеры:

Останови шум!
Документальные фильмы онлайн
Поэтический календарь


Облако тэгов

стихи  cnb[b  стих  cnb[  stihi  стихи поэтов  cnb[b gj'njd  сайт поэтов  cfqn gj'njd  сайт молодых поэтов  стихи молодых поэтов  поэты современники  поэты  gj'ns  поэт  poet  поэты современности  сайт стихов  сайт поэзии  cfqn cnb[jd  сайты стихов  cfqns cnb[jd  ты поэт сайт  ns gj'n  ты поэт  ns gj'n  тыпоэт  nsgj'n  ты - поэт  ns - gj'n  я поэт  z gj'n  япоэт  zgj'n  я - поэт  z - gj'n  опубликовать стихи  опубликовать стихи в интернете  где можно опубликовать свои стихи  где опубликовать свои стихи  jge,kbrjdfnm cnb[b  разместить стихи  разместить стихи в интернете  выложить стихи собственного сочинения  куда выложить свои стихи  стихи онлайн  стихи онлайн бесплатно  учимся писать стихи  стихать  новые стихи  неизвестные стихи  yjdst cnb[b  стихи про  cnb[b ghj  стихи про друзей  красивые стихи  стихи на день рождения  стихи с рождением  стихи с днем рождения  стихи ко дню рождения  стихи ко дню учителя  стихи учителю  . . .



Загрузка...

Публикация: 2014-06-27
Раздел: без раздела

Учимся писать стихи.


Тиамф! Как отличать ямб от хорея и дактиль от клаузулы? С примерами!
( Санди Зырянова)


Давненько наш Теплый Кот не вспоминал о своей прямой обязанности – заниматься разъяснением стихотворной техники. Что ж, пора напомнить котейке об этом…
Правда, он упирается всеми четырьмя лапами. Говорит: «Мяу, мяу!» Что на русский переводится просто: «Какая техника? Люди не умеют отличать ямба от хорея, считают нормальной рифмой вечность-бесконечность и вообще не понимают ценности техники, а ты пристаешь!»
Впрочем, мы все-таки убедили Теплого Кота, что это он должен объяснить отличие ямба от хорея. А заодно – дактиля, амфибрахия и анапеста друг от друга.
Собственно, знать по именам все стихотворные размеры не обязательно. Теория, разумеется, придумана для того, чтобы облегчить нам жизнь (хотя неумелые графоманы твердо уверены, что теория стихосложения существует для критиков – чтобы сподручнее было ругать слабые стихи). Однако нет никакого смысла защищать диссертации по редкоупотребимым размерам, если ты используешь одни классические. Их пять, но на самом деле это не так уж мало.
А вот уметь выдерживать размер и чувствовать ритм – обязательно. Однако у многих «поэтов» и с этим возникают большие проблемы.
Давайте начнем с того, что в стихах надо считать стопы, а не слоги. Стопа – это ударный слог с прилегающими к нему безударными. Почему? Да потому что во многих неклассических размерах количество безударных слогов в стопе может меняться. Тем не менее, в классических размерах и количество слогов является очень важным.
В целом существуют следующие показатели ритмики:

1. Размер. Размер образуется за счет грамматических ударений слов, которые мы используем. Например: «жИли-бЫли стАрый цАрь // И женА егО, царИца». Видите? Ударные слоги (совпадающие с грамматическими ударениями в словах) выделены большими буквами.

2. Стопность. В классических размерах в парных (т.е. зарифмованных) строчках должно быть равное количество стоп. Стопность легко подсчитать по ударным слогам – сколько их, столько и стоп. Если у вас образовалась лишняя стопа или же, наоборот, нужная стопа куда-то убежала – это ритмическая грязь.

3. Клаузула. Это последний ударный слог в строке. По клаузуле есть специальный тиамф, загляните – если не лень; в общем же надо помнить, что клаузулы должны быть одинаковыми в парных строках, а расположение клаузул – одинаковым по всему стиху.

4. Цезура. Это ритмическая пауза в строке. Цезуры бывают в стихах не обязательно – есть много стихов без всякой цезуры. Важно, чтобы цезура располагалась по всему стиху одинаково (если после третьей стопы, то везде после третьей!) и не разрывала слова.

Что нам дает ритмика? Некоторые авторы наивно полагают, что она просто отличает стих от не стиха. На самом деле ритм – это важное средство художественной выразительности, наряду с образностью, звукописью и схемой рифмовки. Некоторые – в частности, двухсложные – размеры дают большую динамичность, энергию, некоторые размеры, наоборот, помогают передать лиричность, задумчивость, эмоциональность. Попробуйте одни и те же слова расположить так, чтобы они составляли строку ямбом, а потом – амфибрахием. Совсем другое настроение получится! Поэтому размер и ритм должны быть подходящими к настроению, идее стиха, вообще к творческому замыслу.
К сожалению, большинство стихов на Главной написано ямбом. Не то чтобы в этом размере было что-то плохое. Однако согласитесь, что сплошной ямб – это скучно. К тому же сплошной не только ямб, но и катрены, и перекрестная схема рифмовки, и отсутствие ритмических изысков… а также темы, образы и идеи в стихах, что уж совсем никуда не годится. У каждого поэта должно быть свое творческое лицо!
Давайте же попробуем еще раз повторить, чем ямб отличается от других размеров…
Размеры различаются по двум параметрам. Первый – расположение ударного слога в стопе. Второй – количество безударных слогов в стопе. Классических размеров существует пять; два из них – двухсложные, то есть в стопе два слога: ударный и безударный. Еще три – трехсложные: в них по три слога в стопе – один ударный и два безударных. «Хороших» и «плохих» размеров, конечно, не бывает, бывают хорошо и плохо выдержанные. И запомним, друзья, что нельзя произвольно менять размер! Если одна строка написана хореем – вторую не след делать дактилем. Если одна строфа написана ямбом – не надо остальные писать анапестом.
Если в двухсложном размере ударный слог первый – это хорей. Если ударный слог второй – это ямб.
Если в трехсложном размере ударный слог первый – это дактиль. Второй – амфибрахий. Третий – анапест; в литературе его еще иногда называют антидактилем.
Хорей, пожалуй, наиболее динамичный и энергичный из размеров. Им часто пишут детские стихи. Ямб считается универсальным. Дактиль часто используют для лирики, для всяких элегий или морских зарисовок, особенно он для грустных стихов подходит. Амфибрахий звучит особенно торжественно и приподнято, а анапест так же динамичен, но более пафосен, чем хорей.
Трехсложные размеры используются не так часто, как ямб, но это, надо думать, недосмотр поэтов. Во-первых, трехсложники легче выдерживать. Дело в том, что большинство слов в русском языке длиннее, чем 2 слога. Во-вторых, трехсложники более гибкие и выразительные. Даже бездарная работа в трехсложнике кажется не столь вопиющей. В-третьих, 4-5 стоп дактилем – это нормально, а вот если то же количество слогов вы попытаетесь уложить в хорей или ямб, наверняка у вас будет «хромать» ритм. Длинные строки сейчас активно используются, но если вы пишете двухсложным размером, лучше ввести цезуру.
Хромающий ритм – это столь частая недоработка поэтов, что у меня устали лапы о ней писать. Давайте рассмотрим главные ошибки.
Первая из них – это произвольная смена размера, стопности или клаузулы. К сожалению, понять это очень просто, а вот научиться писать, выдерживая все, нелегко. Единственный выход – писать много и нещадно отбраковывать неудачное. На первых порах полезно прочитывать вслух, отбивая ритм: «Та-ра-ри, та-даммм!» Правда, если у вас от природы проблемы с ритмикой, то и это не поможет: вы невольно будете голосом скрадывать ритмические огрехи. Тогда… ну, попробуйте, что ли, пальцы на ударных слогах загибать?
Для выдерживания ритма очень важно понятие икта. Икт – это ритмическое ударение в стопе. Вы наверняка замечали, что некоторые слоги оказываются условно ударными, хотя грамматического ударения на них нет. Особенно часто такое в двухсложниках бывает. В трехсложниках случается, наоборот, что целое слово окажется в «ритмическом провале» – икт не падает ни на один слог. И то, и другое – нормально. Стопы целесообразнее подсчитывать именно по иктам.
Вторая очень распространенная ошибка – это икт, который не совпадает с грамматическим ударением. Ритм в стихе первичен. Стих без ритма – это проза. И если ритм требует, чтобы каждый второй слог был ударным (ямб), значит, так должно быть. А если грамматическое ударение при этом падает не на второй, а на первый, – это ритмическая грязь. Серьезная грязь! Всевозможные «свОи», «твОи», «мОи» попадаются на каждом шагу. Между тем исправить положение несложно, всего лишь поменяв слова местами…
Следите также, чтобы икт не падал на служебные части речи. Икт – средство подчеркнуть что-либо, и на какое-нибудь «но», «нет» или «бы» икт может падать только тогда, когда автору надо сделать акцент на этом но или бы.
Очень большая ошибка многих авторов – они вставляют слова для ритма. Это от неопытности. Опытный автор непроизвольно подбирает такие слова, что они сами ложатся в ритм, но до такого уровня мастерства еще надо дорасти. А у новичка начинают лезть через слово всякие «ведь», «уж», «лишь» (или даже «лишь только»!), «так». Иные хитрецы начинают совать местоимения. Сплошные «те», «эти» и «свои»! А ведь они только уродуют стихотворение.
Но давайте попробуем определять размеры на практике…

Извините, все, кого обидела,
Извините, все, кому врала.
Мама, папа, не вините:
Видимо,
Я души в себе не сберегла.
Анализ образности (невыразительной) и рифм (глагольных) в нашу задачу не входит. Стихотворение в целом, как видим, не очень удачно, но ритм выдержан хорошо. Итак: «ИЗ-ви-НИ-те, ВСЕ, ко-ГО о-БИ-дела»… Сколько слогов в стопе? Два. Какой ударный слог? Первый. Отлично, это хорей. Сколько стоп? А столько же, сколько ударных слогов, – пять.
Обратите также внимание: «оБИдела» – ударный слог третий с конца. Это последний ударный слог в строчке – клаузула. Такая клаузула называется дактилической.

Между землёй и небом пролетая,
зависнув между прошлым и грядущим.
Перед закрытыми стоит вратами рая,
сгорающий под взором всемогущим.
Синтаксис в этом стихотворении довольно небрежный, маловразумительный; употребление деепричастий совершенного и несовершенного вида через запятую нехорошо. К тому же пропуск подлежащего – не лучшая идея. Вообще любая образность хороша, если она не затемняет смысл. А как а ритмом? «меж-ДУ зем-ЛЕЙ и НЕ-бом ПРО-ле-ТА-я…» Сколько слогов в стопе? Два. Ударный слог? Второй. Это ямб. Сколько стоп? – пять. И заметьте, что у нас в первом же слове – снос ударения: слово-то «мЕжду», а икт падает на «-ДУ». Такой ритмический сбой обесценивает весь стих.
Обратите внимание: «пролеТАя», «гряДУщим» – последний ударный слог во всех строчках предпоследний. Это женская клаузула.

В сумерках клён шелестит
Под огоньками созвездий.
Словно огромный магнит
На предначертанном месте,
Тянет влюблённых луна
К Стрелке, где сходятся реки…
Тут у меня нет претензий ни к образности, ни с синтаксису, ни к рифмам. Красивая пейзажная лирика. И размер хорошо выдержан. Давайте посмотрим: «в СУ-мер-ках КЛЕН ше-лес-ТИТ». О, у нас трехсложный размер! Ударный слог первый. Значит, это дактиль. Как видим, трехстопный дактиль.
На заметку: «шелесТИТ» – последний ударный слог последний, «соЗВЕЗдий» – предпоследний. Значит, у нас чередуются клаузула мужская и женская. Распространенный прием.

Они и сейчас крепко держат наш кров,
Упершись ногами свинцовыми в недра -
Атланты, не знавшие полутонов,
Мужчины великой войны и победы.
Здесь также мы видим грамотно использованные образы, неплохие рифмы и правильную русскую речь. На хороших стихах и учиться приятнее… А что с ритмикой? «о-НИ и сей-ЧАС креп-ко ДЕР-жат наш КРОВ…» Снова трехсложный размер, и мы видим, что ударный слог второй. Такой размер называется амфибрахием. Сколько стоп в строке? – четыре.
Клаузула также чередуется: «КРОВ» – мужская и «НЕДра» – женская.

Медно-рыжее пламя, бурча,
Колоси'тся копною Горгоны,
То смеется искрой золоченой,
То шуршит, как под ветром арча.
И третий пример, написанный трехсложным размером. Это, правда, перевод – удачный перевод хорошего стихотворения. Смотрим размер: «мед-но-РЫ-же-е ПЛА-мя, бур-ЧА» – три слога в стопе, и ударный слог третий. У нас анапест! Редкий размер для СДЛ, но красивый. Однако виден и сбой: «искРОЙ золоЧЕной» – а ведь надо не «искРОЙ», а «ИСКрой».
Оцениваем клаузулу: «бурЧА» – мужская, «горГОны» – женская, схема рифмовки кольцевая АББА.

В целом можно сделать вывод, что на СДЛ многие люди умеют писать стихи с выдержанным размером. А значит, и остальные подтянутся!



Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Количество просмотров пользователями:   51


Общее количество просмотров:  5612     Список голосов


Другие стихи автора:


Мелодии и ритмы современной поэзии.
Пиши о себе.
Когда.
Бесаме.
Леди.


Отзывы к стихотворению:  7

Отзыв добавил(а): Волкова  Надежда
Дата: 2014-06-27 23:10:31

Полезная информация! С удовольствием прочла! роза

Отзыв добавил(а): ВЕТКА  СИРЕНИ
Дата: 2014-06-28 01:22:00

...думаю, что такой информации многим не хватает....
...мне в том числе..... смущённый .......

Отзыв добавил(а): Аль  Фернис
Дата: 2014-06-28 15:05:02

Про цензуру - не точно определено, да?
Пробел в центре строки - действительно пробел, требующий свои слоги или паузы,пока не закончилось время их глухого присутствия. А в конце строки так же срезанные слоги - не требуют ожидания, так только ужимается формочка, а глухое присутствие сливается с паузой за строкой и длина паузы уже и не принципиальна..
И видимо отрабатывается это всё по стпоной группировке слогов.. Полстопы или полторы резать нельзя, а одну или две полные - получается и ритм слога парной строки стыкуется со следующим уже в очереди ударением, пропуская одно из них, вместе со свей групировкой из звуков..
Я ещё не разобрался.. мне только вчера случайно подсказали.. теперь надолго переваривание темы растянется.. да

Отзыв добавил(а): Беляев  Алексей
Дата: 2014-06-28 15:30:49

Ну и заморачиваешься же ты, однако. Всё это можно донести короче и понятней. Я так вообще брезгливо отношусь к вам, книгоедам, книголюбам, книгозадротам... Читай стихи, пиши стихи, слушай советы (выборочно) - вот мой рецепт. Для этого и нужен сайт, этим он и полезен. Рифмы чёткие и нечёткие, размер, различные приёмы (образность, сравнения, умышленные повторы, построение рифмованных диалогов и пр.) - лучше, чем на практике, не усвоишь, не поймёшь. Я не знаю размеров, не знаю глупых-умных терминов, но способен их использовать. Вывод?

Отзыв добавил(а): Котов  Леонид
Дата: 2014-07-03 18:55:12

Уважаемый Кот, посмотрите, кто же это понаписал такую, говоря вашим языком - "грязь":

Тяжкий, плотный занавес у входа,
За ночным окном - туман.
Что теперь твоя постылая свобода,
Страх познавший Дон-Жуан?

Холодно и пусто в пышной спальне,
Слуги спят, и ночь глуха.
Из страны блаженной, незнакомой, дальней
Слышно пенье петуха.

Отзыв добавил(а): Т  АЛМУША
Дата: 2016-01-24 20:27:44

роза роза роза

Отзыв добавил(а): Иванов  Сергей
Дата: 2017-05-31 23:55:56

полезно и интересно, не занудно написано!



Добавить отзыв:

(если необходим комментарий к отзыву - поставьте галочку перед ним)

Вы ввели: 0

отзыв автора стихотворения не лимитируется по нижней границе

улыбается   радостно смеющийся   грустный   подмигивающий   сердитый   сбитый с толку   плачущий   поцелуй   ангел   влюблен   роза   удивлённый
бее   дурак   во!   смущённый   стоп   да   устал   смеющийся   показывающий язык   не хулиганить

Посчитайте и введите ответ:






Сopyright © 2008-2017 Все права защищены Ti-poet.ru
Права на все материалы, представленные здесь, принадлежат их авторам
Ваши вопросы и предложения можете направлять на admin@ti-poet.ru

Информация для рекламодателей

Пользователи Online: 8
Пополнение баллов
Сообщение Администрации
Письмо Администрации
Карта сайта