Однажды мы с моим другом, редактором и издателем Олегом Ш. гуляли по любимому им Новосибирску.
Олег очень хотел показать мне Академгородок и, зная, что я не большой любитель деревень, дачных поселков и городских окраин, красочно расписал всю прелесть именно новосибирского Академгородка,
заметив, что там в 1968 году даже выступал А.А.Галич.
Я тогда работал над Энциклопедией Высоцкого и перед таким соблазном устоять не мог.
Поехали.
Ехать на троллейбусе туда достаточно долго, и дорОгою мы говорили о Набокове и Бродском, а не о бардах.
С Олегом интересно о них говорить.
Он их ЗНАЕТ в полном объеме, а не понаслышке или "Лолите" и "Рождественскому романсу".
Троллейбус был почти пуст, только у заднего окна стояла какая-то девушка.
"Почему она стоит, не присядет, ведь полно мест", - мелькнуло у меня тогда.
А девушка как будто услышала мою мысль и стала вертеться, как бы случайно демонстрируя нам себя с разных сторон.
Должен заметить, что Олег, в отличие от меня, очень красив на женский взгляд как мужчина, поэтому, думаю, девушка работала на него.
Только работала, к сожалению, тщетно.
Олег был весь в Набокове, в "Подлинной жизни Себастьяна Найта",
в "Бледном огне", в "Аде", в "Подвиге" и так далее.
А вот я в какой-то момент от Набокова отдалился и с интересом рассматривал именно девушку.
Словом, классика отношений: она любит его, он любит не ее, а третий любит ее, но она любит не его.
Наша случайная попутчица выглядела необычно и (да простит она мне эту мимолетную мысль тогда же) "гулящей" явно не была.
Скорее она была студенткой престижного ВУЗа или дочерью богатых родителей.
Девчонки с панели, пусть новосибирской, выглядят не так.
Российские путаны вообще поразительно похожи одну на другую: неким общим отпечатком бедности, деланной распущенности и лукавства.
А что одни из них стоят на трассе, а другие - не вылазят из московской "Габриэллы" - не суть.
Нет, девушка в троллейбусе была совсем иною.
Наверное, она ехала к любимому или любовнику (возможно, женатому мужчине).
И выглядела как надо.
Сколько лет прошло, а я до сих пор помню - КАК.
И поверьте, что это со мною бывает нечасто.
А она, между тем, скоро вышла на нужной ей остановке, и больше я ее никогда не видел.
Я вообще больше никогда не видел подобных девушек.
Но она мне порою снится, робко улыбается, зовет, машет рукою...
_________________________________________________________
...Мне бы хотелось закончить это эссе небольшим эксом, сквозь годы ей посвященным.
***
Незнакомой девушке троллейбуса тогда
Поедем с нами в Академ,
не выходи, ведь ты не хочешь
здесь выходить, а между тем,
тебя уж нет, остался прочерк
дороги, смутной суеты,
где ты замешкалась в проходе,
спускаясь с горней высоты
на эту землю без Володи
Набокова... Ну хочешь, я
сойду с тобою, хочешь, стану
иным, чем все учителя,
что вряд ли прилагают к сану
ему потребную хвалу
и осторожную докуку,
на этом истинном балу
тебе я предлагаю руку
поэта... всё же я настиг
тебя с подачи человека,
что только Ей и пишет стих,
словно отныне и до века
таит Надежду в глубине
о неотменной встрече вечно;
а я влюбляюсь по стране
в любую встречную беспечно.
В любую? Не любая ты.
Совсем иная, чем любые.
О как ты шла от темноты
беседы нашей и гордыни
по этой улице светло,
но очень медленно... взглянула
ты на троллейбуса стекло?
Не знаю. Думаю, блеснула
перед подругой или тем,
кто ждал тебя в твоем уборе,
и непременный Академ
явился в нашем разговоре,
он встал, как знак, что навсегда
я потерял тебя, навеки...
И не найти. И провода
троллейбуса - как будто вехи...
Стоим. Конечная. Конец.
Что впереди? Кафе и Галич?..
Какая жаль. Какая далечь.
Но над тобой - горит венец!..
_______________________________________________________
ПОСТФАКТУМ.
Хочу выразить признательность поэту Александру Кучеруку, наведшему меня на мысль о данном экспромте в честь Незнакомки.
|
|