Облако тегов
|
|
|
|
|
|
Хоря и Дама, или шпаргалка для тех, кто до сих пор не отличает ямб от хорея | |
| |
Вбила в поисковик - с удивлением обнаружила, что инет не знаком со шпаргалкой-запоминалкой, которую нам, тогда первокурсникам, подарила профессор филологических наук Иванова Ирина Николаевна.
А помните у Пушкина - "не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить..."?
Задевает слегка, да? А зубрить - не всем интересно.
Как известно, в русском стихосложении два двусложных размера - ямб и хорей - и три трехсложных - дактиль, амфибрахий, анапест.
Сначала читаем текст вслух или пишем, расставляя ударения, так чтобы определить интервал, через который попадаются ударные слоги в строке. Если ударные и безударные чередуются всего лишь через один слог, то стихотворение написано двусложным размером - ямбом или хореем. Если имеем один ударный - два безударных - независимо от того, с какого слога начинается строка, - это трехсложный размер (анапест, амфибрахий или дактиль).
Из первых букв названий этих размеров и складывается наша несколько смешная шпаргалка - "хоря дама".
1-2
ХОР-Я
то есть
ХОРей - Ямб
В слове "хоря" ПЕРВЫЙ блок - это "хор" - "хорей" - для запоминания, что в хорее ПЕРВЫЙ слог ударный.
Соответственно, "ямб" зашифрован в шпаргалке во второй части этой доморощенной аббревиатуры "хор-Я" - и это отражает то, что ударный в ямбе каждый второй.
1-2-3
Д-АМ-А
Дактиль - АМфибрахий-Анапест
Аналогично, но только внутри трехсложного... Если первый ударный в трехсложнике - то это дактиль; второй ударный - значит, амфибрахий; третий ударный - анапест.
Пример.
Никогда не забуду - он был или не был
Этот вечер. Пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо.
И на желтой заре - фонари.
никогдА не забУду он бЫл или нЕ был - все ударные слоги отделяют друг от друга ровно по два безударных, значит, размер трехсложный. Причем ударным является каждый третий слог, считая от начала строки. Смотрим на схему: Д-АМ-А. Мы знаем, что эта схема - модель трехсложного размера. В нем третьим элементом является А - анапест. Задачка решена )
Есть еще нюансы, например, пиррихий, который влияет на количество собственно ударных слогов, заменяя их псевдоударными... Или спондей, который вклинивает ударный слог там, где не надо, и это нивелируется только при выразительном чтении.
Но на них вполне можно научиться не обращать внимание при определении размера.
Может быть, у кого-то есть задачки посложнее по определению размера в произведении? Можем потренироваться вместе.
Прошу проявить благосклонность, если перестаралась с разжевыванием )
Вижу на сайте ошибки в определении размера в отзывах.
Ну а тех, кто мне пишет в личку о том, что это не их тема и они умеют сочинять стихи без столь специальных знаний, хочу успокоить: практически небывалый случай, чтобы поэт сидел-сидел и подумал: "А напишу-ка амфибрахием с пиррихием! А то всё ямбы да ямбы!"
Нет! Тема стихотворения сама диктует размер, который ее наиболее созвучно раскроет. Так, колыбельные и стихи про ночь пишутся в основном хореем (вычитала только что в инете). И автор вполне может не подозревать об этом, когда в его душе рождаются первые строки будущего творения...
Эта информация нужна для того, чтобы понимать друг друга, когда анализируешь уже РЕЗУЛЬТАТ творчества.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
|
7 |
Количество просмотров пользователями: 37 Общее количество просмотров: 1422
Неоконченные пьесы
За чертой (текст для рок-группы)
Километры
Рождественский гусь (басня)
Мой декаданс
|