Вход для пользователей
   Логин
 [ Регистрация ]
   
   Пароль
  [ Забыли пароль ]
   
   
      
На развитие Ты-Поэт:
руб.



Облако тегов


Автор: Larna



Публикация: 2016-03-27
Раздел: без раздела

Хоря и Дама, или шпаргалка для тех, кто до сих пор не отличает ямб от хорея

Вбила в поисковик - с удивлением обнаружила, что инет не знаком со шпаргалкой-запоминалкой, которую нам, тогда первокурсникам, подарила профессор филологических наук Иванова Ирина Николаевна.

А помните у Пушкина - "не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить..."?
Задевает слегка, да? А зубрить - не всем интересно.

Как известно, в русском стихосложении два двусложных размера - ямб и хорей - и три трехсложных - дактиль, амфибрахий, анапест.

Сначала читаем текст вслух или пишем, расставляя ударения, так чтобы определить интервал, через который попадаются ударные слоги в строке. Если ударные и безударные чередуются всего лишь через один слог, то стихотворение написано двусложным размером - ямбом или хореем. Если имеем один ударный - два безударных - независимо от того, с какого слога начинается строка, - это трехсложный размер (анапест, амфибрахий или дактиль).

Из первых букв названий этих размеров и складывается наша несколько смешная шпаргалка - "хоря дама".

1-2
ХОР-Я
то есть
ХОРей - Ямб


В слове "хоря" ПЕРВЫЙ блок - это "хор" - "хорей" - для запоминания, что в хорее ПЕРВЫЙ слог ударный.
Соответственно, "ямб" зашифрован в шпаргалке во второй части этой доморощенной аббревиатуры "хор-Я" - и это отражает то, что ударный в ямбе каждый второй.

1-2-3
Д-АМ-А
Дактиль - АМфибрахий-Анапест

Аналогично, но только внутри трехсложного... Если первый ударный в трехсложнике - то это дактиль; второй ударный - значит, амфибрахий; третий ударный - анапест.

Пример.

Никогда не забуду - он был или не был
Этот вечер. Пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо.
И на желтой заре - фонари.

никогдА не забУду он бЫл или нЕ был - все ударные слоги отделяют друг от друга ровно по два безударных, значит, размер трехсложный. Причем ударным является каждый третий слог, считая от начала строки. Смотрим на схему: Д-АМ-А. Мы знаем, что эта схема - модель трехсложного размера. В нем третьим элементом является А - анапест. Задачка решена )

Есть еще нюансы, например, пиррихий, который влияет на количество собственно ударных слогов, заменяя их псевдоударными... Или спондей, который вклинивает ударный слог там, где не надо, и это нивелируется только при выразительном чтении.
Но на них вполне можно научиться не обращать внимание при определении размера.

Может быть, у кого-то есть задачки посложнее по определению размера в произведении? Можем потренироваться вместе.

Прошу проявить благосклонность, если перестаралась с разжевыванием )
Вижу на сайте ошибки в определении размера в отзывах.

Ну а тех, кто мне пишет в личку о том, что это не их тема и они умеют сочинять стихи без столь специальных знаний, хочу успокоить: практически небывалый случай, чтобы поэт сидел-сидел и подумал: "А напишу-ка амфибрахием с пиррихием! А то всё ямбы да ямбы!"
Нет! Тема стихотворения сама диктует размер, который ее наиболее созвучно раскроет. Так, колыбельные и стихи про ночь пишутся в основном хореем (вычитала только что в инете). И автор вполне может не подозревать об этом, когда в его душе рождаются первые строки будущего творения...
Эта информация нужна для того, чтобы понимать друг друга, когда анализируешь уже РЕЗУЛЬТАТ творчества.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

7


Количество просмотров пользователями:   37


Общее количество просмотров:  1422



Другие стихи автора:


Неоконченные пьесы
За чертой (текст для рок-группы)
Километры
Рождественский гусь (басня)
Мой декаданс


Отзывы к стихотворению:  22

Отзыв добавил(а): Михайлова  Виктория
Дата: 2016-03-27 03:14:37

Татьяна, хорошее дело, у нас такую информацию раньше публиковала Ветренная Ведьма, но что-то давно ее здесь нет( Плусую, интересно и познавательно!

Отзыв добавил(а): Кучерук  Александр
Дата: 2016-03-27 06:57:19

Весело и познавательно! Хотя я не заморачиваюсь видом размера, а просто его соблюдаю. Хотя в отличие от тёзки у меня не 4хстопный, а 5тистопный ямб превалирует.
роза

Отзыв добавил(а): Хлебцевич  Татьяна
Дата: 2016-03-27 07:20:06

Отличная подсказка! Все время думала, что мой стиль ямб, с ударением на 2-м слоге. Ну, иногда хорей. потому что на слух определяла ритмическое совпадение строф. А оказывается это не зависит от моего физиологического дыхания, а вот настроение сильно влияет на ритм рождающего стиха. Д-АМ-А и все трехсложные стопы - это же ритм вальса! когда душа поет и хочет танцевать! Спасибо, Татьяна!

Отзыв добавил(а): Медикова  Катерина
Дата: 2016-03-27 08:09:15

Спасибо, Татьяна, что подсказали! Теперь ошибок, может быть, станет меньше. ) роза

Отзыв добавил(а): Тот  Станислав
Дата: 2016-03-27 08:36:28

Вот хочу сказать спасибо за интересную информацию, несмотря на то, что могут накинуться и обозвать как угодно. Но, истина дороже.

Отзыв добавил(а): Кравец  Евгений
Дата: 2016-03-27 11:11:26

самое ценное в преподнесении такой информации - игровая форма. спасибо, Татьяна, за просветительский труд (не сочтите за сарказ, ЗДЕСЬ этот ликбез воспринимается именно так), уверен, очень-очень многие должны добавить эту страничку в список "любимых стихов"

Отзыв добавил(а): Шевченко  Татьяна
Дата: 2016-03-27 14:07:34

Практическая часть.

Позови меня с собой,
Я приду сквозь злые ночи

- каким размером написано?

Отзыв добавил(а): Михайлова  Виктория
Дата: 2016-03-27 15:26:23

Неужели это хорей? улыбается

Отзыв добавил(а): Шевченко  Татьяна
Дата: 2016-03-27 17:58:53

Да, правильный ответ - хорей.
В слове "позови" первый слог псевдоударный (обозвали это безобразие пиррихием).

Отзыв добавил(а): Шевченко  Татьяна
Дата: 2016-03-27 17:59:17

Еще одно задание

Обветренные руки стиснув,
Слежу. - Не верь глазам! - Все ложь!
Доподлинный и рукописный
Приказ Монархини везешь.

Отзыв добавил(а): Хлебцевич  Татьяна
Дата: 2016-03-27 18:44:22

Стопы из двух слогов с ударением на втором - ямб. Там тоже есть пиррихий из безударных гласных в словах:
обветренные и
- 1 - - -
доподлинный
- 1 - - -
И из ударных гласных в строфе:
Слежу. - Не верь глазам! - Все ложь!
- 1 11 - 1 1 1

Отзыв добавил(а): Шевченко  Татьяна
Дата: 2016-03-27 20:57:48

Да, ямб! Да, с пиррихиями.
А во второй строке - со спондеем (внесхемное ударение на слове "всё").

Отзыв добавил(а): Чижикова  Людмила
Дата: 2016-03-27 18:52:47

Спасибо, Таня за полезный урок! В универе это проходила...
Но много времени прошло... Ещё раз спасибо! роза во!

Отзыв добавил(а): Шевченко  Татьяна
Дата: 2016-03-27 21:05:44

Продолжаем набивать руку. Каким размером написаны 1, 9, 12, 14 строки?

1 В заветных ладанках не носим на груди,
2 О ней стихи навзрыд не сочиняем,
3 Наш горький сон она не бередит,
4 Не кажется обетованным раем.

5 Не делаем ее в душе своей
6 Предметом купли и продажи,
7 Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
8 О ней не вспоминаем даже.

9 Да, для нас это грязь на калошах,
10 Да, для нас это хруст на зубах.
11 И мы мелем, и месим, и крошим
12 Тот ни в чем не замешанный прах.

13 Но ложимся в нее и становимся ею,
14 Оттого и зовем так свободно — своею.

Отзыв добавил(а): Хлебцевич  Татьяна
Дата: 2016-03-28 07:53:58

Тут все со спондеем:
1-я: ямб
9-я: хорей
12-я и 14-я: анапест
А что смешанные размерные стили допускаются в одном стихе?
ХорЯ ДАМА - работает! роза роза роза

Отзыв добавил(а): Шевченко  Татьяна
Дата: 2016-03-28 21:43:55

по 9-й строке есть другие мнения?

Отзыв добавил(а): Хлебцевич  Татьяна
Дата: 2016-03-28 21:57:36

Там в начале строфы 9: спондей аж на 4 гласные, а по концовке похоже на хорей две гласные в стопе с ударением на первом слоге, вот схема: 1 - это ударная гласная:
1111-11-1-

Отзыв добавил(а): Шевченко  Татьяна
Дата: 2016-03-30 00:06:56

девятая строка оказалась крепким орешком.

Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах

- помогите же двум Татьянам определить размер.

Отзыв добавил(а): Серов  Николай
Дата: 2016-03-27 22:57:41

Прочитал, понял - не по моим мозгам. Меня в ВУЗе учили отличать резистор от транзистора и прочие детали и как ОНИ работают. Так что мне сие не осилить, творить хочется и пишу употребляя все види хореев, амфибрахиев и прочих ахиев. Увы.

Отзыв добавил(а): Шевченко  Татьяна
Дата: 2016-03-28 00:15:42

трудно понять, с какой интонацией вы об этом говорите.
если с сожалением - то попробую объяснить.
пишете вы, к слову, чаще всего ямбом, иногда анапестом.

Отзыв добавил(а): Богова  Елена
Дата: 2016-03-28 01:30:59

О! Какая полезная вещица. Чот я как-то даже подрастерялась( местами.
Спасибо автору)

Отзыв добавил(а): Шевченко  Татьяна
Дата: 2016-03-28 21:43:05

Ну а тех, кто мне пишет в личку о том, что это не их тема и они умеют сочинять стихи без столь специальных знаний, хочу успокоить: практически небывалый случай, чтобы поэт сидел-сидел и подумал: "А напишу-ка амфибрахием с пиррихием! А то всё ямбы да ямбы!"
Нет! Тема стихотворения сама диктует размер, который ее наиболее созвучно раскроет. Так, колыбельные и стихи про ночь пишутся в основном хореем (вычитала только что в инете). И автор вполне может не подозревать об этом, когда в его душе рождаются первые строки будущего творения...
Эта информация нужна для того, чтобы понимать друг друга, когда анализируешь уже РЕЗУЛЬТАТ творчества.



Добавить отзыв:

(если необходим комментарий к отзыву - поставьте галочку перед ним)

Вы ввели: 0

отзыв автора стихотворения не лимитируется по нижней границе

улыбается   радостно смеющийся   грустный   подмигивающий   сердитый   сбитый с толку   плачущий   поцелуй   ангел   влюблен   роза   удивлённый
бее   дурак   во!   смущённый   стоп   да   устал   смеющийся   показывающий язык   не хулиганить

Посчитайте и введите ответ:






Сopyright © 2008-2024 Все права защищены Ti-Poet.ru
Права на все материалы, представленные здесь, принадлежат их авторам
Ваши вопросы и предложения просим направлять на admin@ti-poet.ru

Информация для рекламодателей

Пользователи Online: 2
Пополнение баллов
Сообщение Администрации
Письмо Администрации