Близился к концу август 1984 года. Вместе с ним заканчивался и наш поход – не хилая «четвёрка» по Западному Кавказу, в которой были пройдены малоизвестные в то время такие перевалы как Пшиш Узловой (Хиллари), Малый Аманауз (Липецкий, Торнау), Краб (Чёрной собаки – надо же до какого названия додумались москвичи, когда, по-видимому, тащили за собой нахлебавшегося приключений пёсика).
Финиш маршрута был так же аккордным – с юга на север через перевал Псыш, считавшийся тогда сложнейшим в горном Архызе. С полупустыми рюкзаками мы бодро шагали по Наурской тропе, предвкушая скорую встречу дома с родными и близкими людьми.
Остались справа перевал и вершина Токмак, устье бурливой Секиртме, вот и переправа по брёвнам через широкое течение Аманауза. Впереди – многорукавье Белой. Там, сразу не поверили глазам, на поляне стоял так хорошо знакомый тёмно-зелёный «Уазик» Архызско-Лабинского КСО, а рядом с ним докуривал сигарету Коля Кубеков – штатный спасатель всё того же отряда! Крепко обнялись. Первый вопрос – от него – «Как сходили»? Я в ответ показал поднятый вверх большой палец и в свою очередь – «А ты как здесь очутился»? Оказывается, привёз несколько туристов с проводником к началу подъёма на перевал Аюлю.
Это, конечно, здорово, когда лучше плохо ехать, чем хорошо идти! Подбрасывая на ухабах, распуская веером брызги из пересекавших дорогу ручьёв «Уазик» вёз нас лесной дорогой в Архыз. Уже был близок с правой стороны Кизгыч - приток Псыша, когда мотор вдруг заглох! Коля помянув шайтана, объявил, что бензин в баке кончился, потом помянул второго шайтана, который накануне забрал из машины канистру с запасным топливом.
Мы, шестеро крепких парней, приготовились было толкать таратайку до посёлка. До него оставалось, ну, не больше километра! И в этот момент нас озарило! Бензин есть у нас! Чуть больше литра в двух примусах, да полулитровая фляжка из-под какого-то шампуня.
Перед глазами предстало нечто редкое – в отверстие бензобака аккуратно сливалось содержимое «Шмелей», так называлась марка наших примусов, за ним последовал «шампунь». Мотор фыркнул и завёлся! Через пять минут мы были в Архызе возле домика КСО!
Обычно водители не отказывались слить туристам толику бензина для заправки примуса, когда за символическую плату, а когда и просто за спасибо. Но такого случая, чтобы от примуса заправлялся автомобиль, в истории пока ещё не упоминалось!
Нынче кругом обилие всякого рода «буржуйских» горелок. Но ветераны с теплотой вспоминают существовавшие когда-то примуса «Турист», «Шмель», «Огонёк». Некоторые из них и по сей день добросовестно трудятся на благо своих хозяев, заслужив самые добрые слова о себе. Эти слова, которые были написаны четыре года тому назад, хочу повторить ещё разок.
Воздам хвалу я вещи славной -
Советский примус «Огонёк»!
Служил так много лет исправно,
С ним столько пройдено дорог!
Кой-где с него облезла краска,
Местами точечками – ржа.
Слегка оплавлена пластмасса
На ручке длинного ключа.
На вид, как будто неказистый,
Был выше всякой похвалы!
Без лишних слов и очень быстро
Вносил свой вклад в походный быт!
Везде, всегда он без отказа
Что нужно было – всё варил.
Трудился честно и ни разу
Наш коллектив не подводил!
А при случившемся ненастье
Творил уюта волшебство -
Волною плыли по палатке
Покой душевный и тепло.
Сейчас средь книг, на узкой полке,
Блестя надраенным бочком,
Стоит себе он втихомолку,
Напоминая о былом...
|