Стихи- это , как известно, ритмическая речь. Ритм- это чередование ударных и безударных слогов. Ритмы могут быть классические и неклассические. Неклассические- это различного вида дольники, с пропуском некоторых безударных слогов. Такие ритмы , в отличиеот классических более современны, интересны, энергичны, в отличии от их более древних предшественников- традиционных .
Рассмотрим некоторые из них.
( Лена Воробьева)
август штурмует душу мою и в окна лезет противным холодом предрассветным.
я под зонтом, а собака моя промокла. ей это свойственно, как и обычным смертным.
яблоки барабанят по черепице - скоро старухи потащат их в сумках в церковь.
голос срывает в отчаянной песне птица - это один из последних её концертов.
я достаю олимпийку из антресоли. просто я не люблю, когда мёрзнут плечи.
август терзает сердце и раны солит, он притворяться любит бесчеловечным.
лето кончается. утром туман над Волгой скроет в объятиях чей-то заблудший парус.
я запираюсь на кухне и вою волком из-за того, что так мало мне жить осталось.
август в календаре моём перечёркнут, скомкан и спрятан мной в ящике секретера.
я ненавижу август. пошёл он к чёрту. пусть у других отбирает и жизнь, и веру.
Стихотворение написано -длинной строкой. Насколько я понимаю, дольником. Середина строки отмечена цезурой. Рваный ритм дольника позволяет передать взволнованность героини. Некоторую нервозность. Каждая строка делится на отрезки, каждый отрезок в свою очередь рифмуется. Получается рифмовка, конечной частью и серединой строки. Посмотрите какие рифмы, ни одной глагольной, все довольно точны.
Автор использует тропы, фигуры речи. Автор не сдерживает эмоции, отчего стихотворение только выигрывает. Оно живое, оно дышит и трепещет . И скучным его ну, никак не назовешь.
Спасибо Лене, переходим к Вере.
( автор Вера Полозкова)
И он говорит ей:
«С чего мне начать, ответь, —
я куплю нам хлеба, сниму нам клеть,
не бросай меня одного взрослеть,
это хуже ада.
Я играю блюз и ношу серьгу,
я не знаю, что для тебя смогу,
но мне гнусно быть у тебя в долгу,
да и ты не рада».
Говорит ей:
«Я никого не звал,
у меня есть сцена и есть вокзал,
но теперь я видел и осязал
самый свет, похоже.
У меня в гитарном чехле пятак,
я не сплю без приступов и атак,
а ты поглядишь на меня вот так,
и вскипает кожа.
( фрагмент)
Ну, что касается Веры, она конечно гений, что тут говорить, и резко выделяется из совоеменной поэтической массы. У нее только ей свойственные рифмовки и ритмы, иногда просто неуловимые, здесь приведет более менее стандартный, кажется я видела такой у БГ. Но, вообще она любит рифмовки типа АААА, ББББ, с дополнениями и вариациями. У Веры всегда очень глубокие произведения, со смысловой нагрузкой, эмоциональные, что тазывается крик души,
Интересные темы, вот, последние ее вирши восточного характера.
Разбирать ее сложно, потому что она , по моему,
и в какие рамки не вписывается, настольо индивидуальна, непредсказуема и ни на кого непохожа.
Хотелось бы разобрать еще одного автора, тоже очень интересного, на мой взгляд, но, не знаю, как у меня получится. Потому что автор тоже очень сложный, яркий, полный индивидуальности. Пишет очень интересно. А манере , которую автор использует, вообще по-моему пока никакого названия не придумали.
(автор Аграфена Брусникина)
Долго ли шла я? Мне показалось, долго.
Было ли тихо? Было, конечно, тихо.
Был ли свидетель, кто-то? Не увидала,
Или, быть может в сторону не глядела.
Шила рубаху матушка - так иголку
Ловко в руке вертела, вертела лихо.
Будда сидел на крыше и чавкал далом,
Над головой его золотые стрелы
Солнце пускало - думало, попадет,
но Боги, как прежде - боги. Живут, и ладно.
Много ли проплыла океана? Много,
Как показалось мне. Оказалось, мало.
Север встречал собаками. Нет, волками.
Север смотрел в глаза - я почти ослепла.
Я поняла - на севере так не тают,
Он не из той материи был заделан.
Он не из тех стихий получился - мал был,
А всё равно характер, каков характер.
Я попыталась договориться с ямбом,
Ямб мне ответил - холода, детка, хватит.
Быстро ли шла? С тобой не бывает быстро,
Как ни старайся - дистанционно будешь.
Мысли? Конечно, как же иначе - мысли,
Волки и волчий зеленоглазый Будда.
Этот автор - вообще загадка полная. Во первых размеры , во-вторых, очень яркие сочные образы, Стихотворение напоминает разговорную речь, Рифма почти не ощущается, да и сама рифма необычная, рифмуются зачастую одни ударные гласные, Вроде бы зарифмовано, а вроде бы и нет. И на верлибр не похоже. Эта форма науке пока неизвестна. Но, размер четко выдержан, и поэтому ощущение целостности, или цельности, законченности, ну и волшебства, разумеется. Этот автор тоже выделяется из общей массы, и выделяется очень сильно , своей непохожестью, каким то лунатизмом, странноватостью. Но, все это только на пользу, только во благо.
Талант , одно слово.
Ну, на сегодня пока и все. Читайте, вдохновляйтесь. Авторы достаточно известные. Если кто-то заинтересуется и захочет продолжить знакомство, найти их не составит труда.
|
|