Вход для пользователей
   Логин
 [ Регистрация ]
   
   Пароль
  [ Забыли пароль ]
   
   
      
На развитие Ты-Поэт:
руб.



Облако тегов


Публикация: 2014-11-25
Раздел: без раздела

Поэтическая костность.

Тиамф! Как не допустить поэтической косности
( автор Санди Зырянова)

В комментариях к оффтопу всплыл очень актуальный и закономерный вопрос: как избежать творческого застоя? Кажется, нет поэта, перед которым этот вопрос бы не вставал. Однако ответ на него оказалось найти не так-то просто. К тому же найденные ответы подходят не всем. Однако есть моменты, которые не грех учитывать каждому.
Первое, что никогда и никому еще не вредило: читать. Читать много, хорошего, разного. Читать не только стихи и не только «художку», но и научно-популярную литературу. Читать вдумчиво, ответственно, обращая внимание на сноски, на особенности раскрытия персонажа, речевые фигуры и тропы.
Второе: интересоваться другими видами искусства. Музыка дает нам эмоциональный накал, живопись и кино, манга – визуальную эстетику, театр – помогает выйти за рамки суетных представлений…
Третье: а не поискать ли вдохновение в обыденности? Только не в привычной, которая превратила нашу жизнь в узкий замкнутый круг работа-дом-знакомые-влюбленности-политика по ТВ, а в той, которую мы редко замечаем. В пустяках, которые могут быть интересными или выразительными, в случайно подслушанных разговорах, в уличных сценках. Поэзия – это искусство замечать малое и превращать его в очередную метафору вселенских законов.
И последнее, уже чисто поэтское. Если смысл диктует форму, то и форма может помочь открыть что-то новое в смысле. Очень полезно попробовать освоить новые для вас размеры, стили, лексику, твердые формы. Никогда не писали белый стих? А вольный? Дольник не пробовали? А как насчет сонета, хокку, триолета, французской балладной строфы? Э, батенька, да у вас не кризис, у вас еще множество нехоженых троп!
Я, конечно, не беру моменты, когда человек просто не пишет. Как отрезало. «Неписец» пришел, он же Зверь Неписун. Что ж – иногда не помешает и тайм-аут. Единственное, когда долго не пишешь, перо… ржавеет. Чтоб заново «расписаться», потребуется время и несколько попыток.
Плохо только, что проблема поэтической косности (не путать с косноязычием, хотя и о нем как-нибудь поговорим) тревожит именно тех авторов, которые уже достигли кое-каких высот и продолжают двигаться дальше. Поистине, чем больше ты можешь, тем большего ты хочешь достичь. А мне хочется поговорить именно о поэтической косности во всех ее проявлениях.
Что такое косность? – Умственный и нравственный застой, неподвижность, инертность. У поэта она может проявляться двояко. Как «умственный и нравственный» застой, и как творческая инертность – когда застыл автор на одном уровне и ни туда, и ни сюда. И то, и другое никуда не годится, разумеется, искусство – это вечное движение. Желательно, конечно, вперед. Косность, в отличие от творческого кризиса, может быть свойственна автору изначально. Этакий встроенный творческий кризис, вроде конструктивного недостатка.
Почему бывает поэтическая косность? – да потому что мы пишем так, как мы дышим. У нас очень многие авторы гордо изрекают «а я так чувствую», «а я пишу душой». Вот какая у тебя душа (и ум), как ты чувствуешь – так и пишешь. Душа у тебя развитая, тонкая, богатая? Интеллект высокий? Эрудиция зашкаливает? – что ж, в «рекомендованные» тебя… Душа слабая, шаблонная, знающая только общепринятые мещанские ценности и расхожие мнения, занятая только мелочными эгоистическими побуждениями? Ну прости… «Блокирован модератором, причина: крайне низкий художественный уровень». Я сейчас скажу, может быть, очень жестокую вещь, но ее нельзя не сказать.
Поэзия начинается с личности. Пока ты не поднимаешься в личностном развитии, ты не растешь как поэт. Можно освоить технику – хотя иные графоманчики закатывают истерики даже из-за этого, можно писать сонЭты и хокку, акростихи и стихи по конкурсным заданиям… И это будет все так же шаблонно, серо, скучно, банально, посредственно, как ты сам. Или – так же гениально и блистательно, как ты сам.
Поэзия, однако, продолжается техникой. Той самой поэтической формой, которая так бесит начинающих. Друзья, откровенно? – вы ненавидите технику потому, что она вам пока не подвластна. Ну не можете вы найти точную рифму так, чтобы это была рифма нужного вам слова с нужным. Не получается у вас уложить нужные слова в заданный ритм. Еле-еле рифму подобрали – черт, клаузула сбилась. Вроде с грехом пополам причесали клаузулы – ай-яй-яй, схема рифмовки полетела! Выправили это – в третьей строке откуда-то цезура вылезла… Думаете, опытным поэтам это не знакомо? Ха! Мы все прошли через одни и те же круги поэтического ада! Только одни прошли с честью, а другие по 20 лет подряд ноют и ноют «мне ваша форма мешает, я буду писать как хочу, я великий новатор – рифмую кровь-любовь…»
Поэзия не заканчивается. Но к вершинам ты идешь с Духом. Настоящим, выпестованным твоей душой, твоим разумом, твоим творчеством Духом.
Говорить начинающему автору с ходу «не пиши больше» – сомнительное занятие. Иной автор начинал с полнейшей серятины, а уже через год принес нечто обалденное. Редко, но бывает. Поэтому я, как модератор, пропускаю троечные стихи в надежде, что автор вырастет… Или не пропускаю. Все зависит от его готовности работать над собой – и от его косности.
В чем проявляется косность?
Во-первых, в том, что автор не растет. Темы, стиль, лексика, уровень техники из года в год остаются прежними.
Во-вторых, в самолюбовании. Этому подвержены даже неплохие авторы – как, собственно, и косности. Но чем слабее автор, тем легче он погрязает в самодовольстве и тщеславии.
В-третьих, – и это заметно даже с 1-2 стихов, – во вторичности его работ. Банальные рифмы, банальные образы, штампы, расхожие и давно устаревшие мнения и предрассудки, избитые темы, шаблонное раскрытие этих тем… Забавно, что именно такие авторы любят порассказать, что они не пишут по схемам!
Да вот, хотя бы.

Мне познать захотелось любовь;
Мне увидеть бы то,что не видят.
Я не знаю убийственных слов,
Тех,которых бы смогут обидеть.


Я пришёл в этот мир за тобой;
Как у всех здесь,бурлящая кровь.
Надо взять мне волшебника роль,
Превратить чтобы вечность в любовь.

Стих этот надо бы привести полностью. Познавательно, знаете ли… Неопытность автора лезет из всех щелей. Тут и ненужные, некорректные инверсии, и неверные падежи, и сбой клаузулы, и даже отсутствие пробелов после запятой! Но меня сейчас интересует, насколько это косно. Уже с первой строки – «захотелось познать любовь», избитейшая идея. Рифма видеть-обидеть – одна из самых банальных. Бурлящая кровь – еще один шаблонный эпитет. Апелляция к волшебству, к крови – еще одна «детская болезнь» авторов, наряду с упоминанием души и сердца. И апофеозом – рифма кровь-любовь.
Автор впал в гнев и негодование, когда ему посоветовали поработать над стихом. Он гордо ответил «По вашим словам ,Санди и Анчар,я должен писать так,как вам нужно.но я этого делать не собираюсь». А еще он сказал, что никому ничего не должен. Но, милые поэты, модератор тоже «не должен» пропускать слабые стихи авансом! А читатель – ставить хорошие оценки за то, что заслуживает 3 или 2!
Кстати, вот такой отказ от самосовершенствования – это первейший признак косности духа…
Лично мне, откровенно говоря, вообще не нужно, чтобы вы что-то писали. Мне нужно почитать хорошие стихи, а такой вот гордый косный автор их вряд ли напишет. Но! Для себя мы пишем в стол, для друзей, в личный блог. А если решились публиковаться, то следует привести свою нетленку в минимальное соответствие с эстетическими требованиями. И не позориться с рифмой кровьлюбовь и набором штампов…

Душа поэта - раненая птица.
Вздор, Бред и Ересь здесь же и любовь.
В ней незнакомцу ПРОСТО заблудиться
Но путник, разбивая ноги в кровь,
Сюда приходит вновь и вновь.

Рассуждения о сущности поэзии – не редкость у новичков. Иногда и сильные поэты высказываются, и высказываются сильно. Вот только до Высоцкого многим расти и расти. Опять кровь-любовь – да что вы, ребята, совсем ничему не учились, что носитесь с такой адской рифмой?! Опять душа. Опять красивости про раненую птицу, очень знакомо – потому что избито – упоминание путника, бреда, ереси, дороги… Такие стихи могут быть программными для самого автора, но не нужно, вот не нужно тащить на всеобщее обозрение стих, в котором нет ничего нового для других, а изложено слабовато! Преодолейте косность, скажите нечто новое и действительно дерзновенное – и публикуйтесь, пожалуйста.

У счастья женского одно лицо:
очаг домашний – бастион и крепость,
На пальце обручальное кольцо,
супруг – добытчик, детский лепет.
Ей надо знать - в семье она нужна,
как крепкий тыл, забота и опора,
Любимая и верная жена
и любящая мать бесспорно.

Автор обозначил свою позицию: он против феминизма. От женщины такое слышать странно, но все мы разные. Какие мы, такие и наши стихи, верно? А вот категоричность – «одно лицо» и хоть трава не расти – вымораживает. Прям плевок в лицо всем настоящим женщинам: Марии Кюри и Розе Люксембург, Карен Хорни и Аде Лавлейс, Амалии Рейнхардт и Паше Ангелиной, Навратиловой и Терешковой, Цветаевой и Екатерине Второй. Их прекрасные лица, конечно, не лица счастья…
Факт тот, что косность убеждений и жизненной позиции наложилась на косность чисто творческую, поэтическую: набор штампов на «женскую» тему очевиден. Крепкий тыл – штамп, верная жена – опять штамп. Любящая мать – штамп. Ой нет, не надо мне такого счастья, которое отучает мыслить собственными словами…

Поэзия – это «тихий бой» с косностью, мещанством, посредственностью во всех проявлениях. Я хочу от хороших стихов одного – таланта. Талант с шаблонностью, штампами, недоделанностью несовместим, он по определению – постоянный поиск новой гармонии. Просто примем, что гармония не может быть основана на устаревшем, мертвом и сковывающем. Косном…

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

3


Количество просмотров пользователями:   14


Общее количество просмотров:  720



Другие стихи автора:


Анти-термины и потерянное условие стиха - продолже
Хоругви несли херувимы
Улан Эргэ.
Как понять, графоман ты или нет.
Чубук да чуб.


Отзывы к стихотворению:  3

Отзыв добавил(а): Лобахин  Виталий
Дата: 2014-11-25 20:25:27

Спасибо Ведьма! во! роза

Отзыв добавил(а): Беляев  Алексей
Дата: 2014-11-25 22:18:49

Раз нашёлся хоть один, кому это полезно, значит, делаешь это не зря - уже хорошо. Я же, как обычно, прочитал первый параграф, понял, что такая муть меня слишком грузит, включит одну из русских панк-групп и стал получать позитив из другого поэтического русла. Уж извини, при всём уважении к твоим стараниям: меня не берёт.

Отзыв добавил(а): Ботвинов  Виталий
Дата: 2014-11-25 22:29:21

Поздноватильно...) С уважением, Афтор да роза



Добавить отзыв:

(если необходим комментарий к отзыву - поставьте галочку перед ним)

Вы ввели: 0

отзыв автора стихотворения не лимитируется по нижней границе

улыбается   радостно смеющийся   грустный   подмигивающий   сердитый   сбитый с толку   плачущий   поцелуй   ангел   влюблен   роза   удивлённый
бее   дурак   во!   смущённый   стоп   да   устал   смеющийся   показывающий язык   не хулиганить

Посчитайте и введите ответ:






Сopyright © 2008-2025 Все права защищены Ti-Poet.ru
Права на все материалы, представленные здесь, принадлежат их авторам
Ваши вопросы и предложения просим направлять на admin@ti-poet.ru

Информация для рекламодателей

Пользователи Online: 2
Пополнение баллов
Сообщение Администрации
Письмо Администрации