Вход для пользователей
   Логин
 [ Регистрация ]
   
   Пароль
  [ Забыли пароль ]
   
   
      
На развитие Ты-Поэт:
руб.



Облако тегов


Публикация: 2015-06-03
Раздел: без раздела

Учимся писать стихи. Образ в стихах и творческое шарлатанство.

(Автор Санди Зырянова)


Не мной замечено, что большинство начинающих стихотворцев считают сочинение стихов не занятием, не хобби и не работой, а каким-то почти мистическим действом. Накатило вдохновение в образе обнаженной лоли в ошейнике с крылушками, закружило, ввело в транс, ты узрел некие неведомые миры, как Джо Слейтер… Впрочем, лавкрафтовскому Джо Слейтеру катастрофически не хватало слов, чтобы описать свои видения. Ну и что? Тебе тоже не хватает. Но Слейтер же рассказывал! И ты рассказываешь…

Нелишне напомнить, что герой замечательного рассказа Г.Ф. Лавкрафта «За стеной сна» умер в сумасшедшем доме. Поэзию не нужно считать вариантом «божественного сумасшествия», поверьте, сумасшествие – это очень страшно, тяжело и противно. И боговдохновенным трансом поэзию считать тоже не надо. Любое искусство – это труд по созданию духовных, в данном случае литературных, ценностей. И как всякий настоящий труд, он требует таланта, мастерства и содержательности. А люди, оправдывающие свое творческое косноязычие, а то и откровенную несостоятельность, «вдохновением», «душой», «сердцем», «чувствами» и т.п. – не более, чем шарлатаны от творчества.

Это было для новичков. К сожалению, почти каждый день на ресурс приходят новички, которые искренне думают, будто достаточно кое-как впихнуть слова в столбики, не заботясь о таких мелочах, как ритм, рифмы и даже верные падежи, и ты уже поэт – ведь у тебя душа. А теперь я предлагаю поговорить о художественном образе.

Слово «образ» употребляется в двух значениях: образ – характер литературного героя (образ Татьяны Лариной, образ Раскольникова, образ князя Мышкина, Наруто, Антона Городецкого, Беллы Свон и прочих) и образ – троп: метафора, эпитет, сравнение и т.п. Особенность стихов – в них образ во втором значении приобретает огромную важность. Образ-герой в стихах часто не важен, почти всегда в них действует «лирический герой», о котором мы говорили в предыдущих тиамфах. Хотя… я натыкалась на научные работы с темой «Образы насекомых в поэзии ХХ века». Но давайте уделим внимание тропам.

Тропы – образные средства поэтической речи, основанные на употреблении слов в переносном их значении. Собственно, мы и в разговорной речи используем тропы. Но в поэтической речи троп должен быть хорошим, то есть отличаться новизной, выразительностью и точностью. По Б.Шкловскому, цель этого приема состоит в том, чтобы поместить предмет в новый семантический ряд, в ряд понятий другого порядка, например, звезда – глаза, девушка – серая утка, причем обычно образ развертывается описанием подставленного предмета. Ну, а по Санди, цель тропов – научиться видеть сходство и близость в далеких, непохожих вещах и явлениях, и научить этому читателя.

К тропам относят эпитет, сравнение, метафору, метонимию, синекдоху, перифраз, гиперболу и литоту. О каждом из этих тропов или есть, или будет отдельный тиамф, пока нас интересуют общие принципы.

Принцип первый – поэзия суть искусство синкретическое. Хорошие стихи невозможно написать без широкой эрудиции в различных областях. Их и читать-то без такой эрудиции нелегко. Я хорошо помню истерики некоторых горе-читателей на тему «мне из-за ваших стихов приходится в википедию лазить!» Ну, кто ж тебе виноват, болезный, что ты не знаешь элементарных вещей… Сейчас Интернет заполонили стихи страдающих «девочек» любого пола и возраста, замкнутых на своем узком мирке – повседневность, несчастная любовь и смутные мечты о высоком. «Девочки», наверное, хотят из этого мирка вырваться с помощью стихов. Напрасные надежды! В стихи мы можем заложить только то, что в нас уже есть. Если нет ничего – чем же мы наполним свои стихи?

Принцип второй: образ – не самоцель. Конечно, было движение имажинистов, которые провозгласили первичным именно образ. Но лучшие из них очень быстро переросли движение, а худшие так и остались никому не нужными. Потому что образ без смысла не ценен, он не интересен, не трогает, не заставляет задуматься. Назначение образа – именно подчеркнуть мысль, идею, впечатление, эмоцию. Образы ради образов наводят скуку.

Принцип третий: образ должен «считываться». Автор, конечно, волен написать стих с глубоко личными, только для него самого имеющими смысл и значение, ассоциациями. Но читатель его не поймет – и будет совершенно прав. Ну, вот какие ассоциации лично у вас вызывает, скажем, Гольфстрим? Сильный? Теплый?

Океанический? Большой? Сталкивается с другими течениями? О’кей, все это правильно, но если автор не удосужится прописать, хотя бы намеком, какое качество Гольфстрима он имеет в виду, сравнивая с ним любимого котика… такое сравнение не будет правомерным.

Ошибка многих поэтов, особенно начинающих, – они ставят в стих образ, лишь называя, но никак не развивая его. У читателя остается ощущение незакрытого гештальта, недоумения и общее впечатление низкого мастерства (что соответствует действительности). Хотите, чтобы ваши образы вызывали отклик в читательских сердцах, – удосужьтесь их развить, сделать зримыми и впечатляющими.

Принцип четвертый: образы должны соответствовать друг другу, сочетаться или хотя бы не противоречить. Не стоит сравнивать лес с готическим замком и пользоваться компьютерной лексикой. Не стоит описывать русские родные поля как «протянувшиеся на мили» – миля не русская мера длины! Не стоит в одном катрене упоминать Бастет или Озириса и тогу патриция. Иначе образность превращается даже не в винегрет, а в бутерброд с селедкой, сгущенкой и кохиноровским ластиком. Ну, разумеется, образы должны соответствовать смыслу, идее и т.п., как по лексике и антуражу, так и по эмоциональному настрою. Я до сих пор посмеиваюсь над автором, который написал негодующий стих про однополую любовь, начинавшийся так: «Расцвела на Руси педерастия, лесбиянство взошло над страной». Цветы и солнце! Так и видишь, как автор скачет на одной ножке от счастья… Собственно, пусть бы скакал, но замысел-то был прямо противоположный.

Принцип пятый: образы не могут быть хороши, если стих бессодержательный или безграмотный, неумелый по форме. Стихи – это искусство гармонии. Гармонии образа, формы, смысла. Надеяться, что ради красивых образов мы не заметим ритмический сбой, произвольно измененную клаузулу или схему рифмовки, речевую ошибку или рифму кровь-любовь… НЕ НАДО.

Принцип шестой: соразмерность. Иной раз видишь: образы накручены, накручены, заморочены, так что автор и сам уж не помнит, что хотел сказать… а, вспомнил! Я его люблю! Ну, люби. Но такой простенький смысл совершенно не нуждается в сложных многоэтажных метафорах и подробном описании душевного состояния, которое и понять-то нелегко. Выходит не стих, а японский кроссворд: ты над ним бьешься, расшифровываешь, а получается в итоге коротенькая прямая линия.

Вообще избыток образов – частая ошибка новичков с образованием. У новичков без образования (или с высшим, но без среднего) распространена другая ошибка: они вообще не используют образы. На фоне вторых первые смотрятся выигрышно и даже изредка стяжают овации – но любое нарушение меры и гармонии на самом деле нехорошо.

Седьмой принцип общий для поэзии в целом. Нечего сказать – не пиши. Отличие настоящего творчества от графомании в том, что творец хочет что-то сказать и подарить миру, а графоман – получить от мира кусок внимания. И рождаются удручающе убогие попусльки: бесконечные «патриотические» стихи в одних и тех же выражениях, бесконечные любовные пострадашки и сопли, бесконечные кривенькие поздравления, глупые потуги на пародии, или и того хуже – злобные истерики в адрес критиков и неугодных коллег по поэтическому цеху. Применительно к образу седьмой принцип работает так: не надо натягивать смысл на образ. Пришел в голову хороший образ? – запиши его и оставь, пока не появится годная идея. Она так или иначе родиться, но не надо ее рожать насильственно.

А теперь давайте посмотрим, как справляются с тяготами поэтского труда наши товарищи по СДЛ.

Как много страсти было и огня!
Как жаль, что так неповторимо время!
Сквозь строчек череду рвалась к нему душа.
Но, досаждать боясь сама несла
Я одиночества стоическое бремя.

Первая же строка – банальность, причем полная. Огонь и страсть – это штамп городских романсов 100-летней давности. Неповторимое время – речевая ошибка. Неповторимый – это тот, что нельзя повторить, например, неповторимые моменты, манера исполнения, шутки, экспромты, поступки, чувства. Время же просто невозможно обратить вспять. Значит, слово выбрано неверно – лучше бы «необратимо». «Рвалась к нему душа» – так-то можно догадаться, что к мужчине, но поскольку неведомый любовник больше нигде не упоминается, можно подумать, что душа рвалась к времени. Смешно? Вот не пишем так, чтобы смешно было, если речь не о юморе. «Сама несла» – так-так, бремя одиночества у нас можно нести не «самому»? Ненужные, неинформативные, лишние слова – вычищаем! Обратим внимание, что на 5 строк у нас две инверсии. Явный перебор! Рифма время-бремя – не из лучших, она примитивна. Единственный хороший образ в этом отрывке – «одиночества стоическое бремя». Смысл отрывка – очень простой: неразделенная любовь. Вместо ненужных бессмысленных риторических восклицаний об огне, страсти и неповторимом времени следовало не позориться и поискать простые и проникновенные слова, они бы дошли до читателя.

Как чувства противоречивы.
С утра ты грустен, грубоват,
А к вечеру неприхотливо
Кого угодно соблазнят.
Душа всё время нараспашку
Кричит, как-будто изнутри.
Ей воли хочется бедняжке...
Найти святые алтари...

Вообще-то главный недостаток этой работы – это грамотность. В первом катрене явная путаница с числами: с утра ТЫ грустен, а к вечеру соблазнят. Добавьте дефис в «как будто»… Пунктуация такая, что хочется взять и откорректировать, но не факт, что после корректуры смысл останется прежним. Почему поэты никак не поймут важности знаков препинания – для меня загадка. Неприхотливо соблазнить… «Неприхотливый» – это нетребовательный, непривередливый, некапризный, снисходительный. Можно быть неприхотливым читателем и поставить за это 5, неприхотливым в быту, в еде, в одежде, даже в сексе… Но соблазнять? Что имел в виду автор? «Душа нараспашку» – это фразеологизм, не стоило его использовать как троп. Нет согласованности: то противоречивые чувства, то перемены в ЛГ (с утра грустен, к вечеру соблазняет), душа кричит, хочется воли, алтари… Одно с другим никак не связано, не вытекает логически. Алтари вообще внезапно вылезли, из ниоткуда. Таких эффектов следует избегать!

Вообще для построения красивых образов неплохо для начала хорошо овладеть русским языком и умением грамотно, связно и логично излагать свои мысли. Лучший способ – читать хорошие книги, особенно классику. Писательская культура начинается с читательской. Будет читательская культура – будет и творческий успех!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

2    1


Количество просмотров пользователями:   17


Общее количество просмотров:  1385



Другие стихи автора:


Пародь.
Размышления о...
Идеальный
О всепожирающей любви.
Разбор стиха.


Отзывы к стихотворению:  3

Отзыв добавил(а): Баженова  Любовь
Дата: 2015-06-03 09:40:32

Спасибо! Очень ценная информация для новичков!

Отзыв добавил(а): Филиппов   Константин
Дата: 2015-06-03 09:56:02

Полезная статья. да

Отзыв добавил(а): Жеребцов  Сергей
Дата: 2015-06-03 10:57:31

*** Спасибо за учение. роза роза роза



Добавить отзыв:

(если необходим комментарий к отзыву - поставьте галочку перед ним)

Вы ввели: 0

отзыв автора стихотворения не лимитируется по нижней границе

улыбается   радостно смеющийся   грустный   подмигивающий   сердитый   сбитый с толку   плачущий   поцелуй   ангел   влюблен   роза   удивлённый
бее   дурак   во!   смущённый   стоп   да   устал   смеющийся   показывающий язык   не хулиганить

Посчитайте и введите ответ:






Сopyright © 2008-2024 Все права защищены Ti-Poet.ru
Права на все материалы, представленные здесь, принадлежат их авторам
Ваши вопросы и предложения просим направлять на admin@ti-poet.ru

Информация для рекламодателей

Пользователи Online: 2
Пополнение баллов
Сообщение Администрации
Письмо Администрации