( Автор Санди Зырянова)
Итак, фигурально выражаясь…
Да-с, а как это – фигурально? Вообще-то «в переносном смысле». Но иногда я вижу слова «фигура речи», употребленные именно для обозначения высказывания в переносном смысле. Это неверно.
Вообще неправильное словоупотребление – бич нашего и подобных ему сайтов, но тут уж критик бессилен. Главная проблема авторов в данном случае – это малый словарный запас, а заодно стремление к красивости, в итоге получается нечто похожее на писания больного шизофазией. Однако существуют настоящие, а не мнимые, украшения поэтической речи, в частности – фигуры речи. Их еще называют стилистическими фигурами. По словарю, стилистическая фигура – это необычное построение предложений, особый оборот речи, способствующий достижению необычайной выразительности.
Большая просьба отличать «необычное построение» от неправильного. К сожалению, неверный синтаксис – это еще один бич литсайтов, а попытки напыщенных пиитов выдать речевые ошибки за творческие поиски вызывают только раздражение. Сейчас мы научимся это делать.
Отличать фигуры речи от тропов легко. Тропы – это уровень лексики. Фигуры – это уровень синтаксиса. Названия у фигур речи довольно сложные, но запоминать их не обязательно – обязательно грамотно применять. Начнем, пожалуй, с…
Парцелляция. Это когда берется длинное предложение и разбивается на много коротких с помощью точки, восклицательного знака или многоточия. Иногда парцелляция прекрасно передает, скажем, замешательство, или воодушевление, или благодаря рублености речи создает жесткий, грохочущий образ. А иногда из-за изобилия многоточий парцелляция делает писанину манерной, этаким томным кривляньем, лишает динамики или делает высказывание просто неграмотным.
Параллелизм – сходное расположение слов в смежных частях текста, которые создают единый поэтический образ. Например: «Не ветер бушует над бором, // не с гор побежали ручьи» – части предложения построены примерно одинаково, и это создает единый образ. Тоже надо применять с умом, чтобы не было нарочито и примитивно.
Катахреза – семантически неоправданное сочетание слов, наподобие «зеленый взгляд» или «инфернальный кот». Может быть очень удачным, выразительным образом, а может быть просто глупостью, в зависимости от умения автора. Разновидность катахрезы – оксюморон, сочетание антонимов, например: «прохлада летнего солнца, спокойствие горной реки» (с).
Климакс. Не тот, что бывает у людей, а тот, что бывает в стихе. Это когда берутся несколько синонимичных понятий, каждое из которых «сильнее» предыдущего, и выстраиваются в цепочку – читатель будто проводится по лесенке, например: «хищник зубастый, клыкастый», «гроза сильная, мощная, смертоносная», «цветочек алый, яркий, пламенный», «шили шорты, бриджи, брюки». В климаксе есть несколько подводных камней. Во-первых, усиление должно идти без спотыканчиков – строго от более слабого к более сильному. Во-вторых, климакс должен состоять из одной и той же части речи: из существительных, прилагательных или, скажем, деепричастий, но не из разных. Мешать прилагательные и причастия или деепричастия и наречия – это ошибка. Мешать совершенные и несовершенные деепричастия и страдательные и действительные причастия – тоже ошибка.
Литота – обратная климаксу фигура: от большего к меньшему, например: «бежали слон, козел и мышка», «летели туча, облако и облачко», «в наряде стоят богатырь, гридень и копьеноша».
Анафора – чисто поэтская фигура речи. Это повторение одного и того же (или одних и тех же) слова в начале строки. Например: «Ветер по небу гуляет, // ветер солнцу подпевает». Хочу предостеречь начинающих поэтов от очень распространенной ошибки: они чуть ли не каждую строку в стихе могут начать с одного и того же слова. Чаще всего это «и», «я», «не», «был» и т.п. Результат обычно плачевен.
Более редкая фигура – эпифора: повторение одного слова в конце строки. Стоп, скажете вы, да это же тавтологическая рифма, позорище! Не всегда. В рубаи эпифора – элемент твердой формы. Но если вы пишете не рубаи, пожалуйста, обойдитесь без эпифоры.
Анжамбеман – еще одна чисто поэтская фигура. Она заключается в переносе части синтагмы со строки на строку. Некоторые авторы думают, что употребление анжамбеманов признак мастерства. Не уверена. Немного анжамбеманов действительно придают непринужденность всему стиху, но когда их слишком много, теряется ритмографика текста, стих становится неуклюжим, вязким.
Вообще никакими фигурами речи не стоит злоупотреблять.
Инверсия – одна из самых популярных фигур у поэтов. Почему? – да ведь она просто палочка-выручалочка, когда не можешь уложить имеющиеся слова в размер! Злоупотребление инверсиями, однако, один из признаков начинающего стихотворца. Инверсия далеко не везде уместна, она может дать эффект напыщенности, старомодности, а может и превратиться в обычный ляп – если стих простой, а тут инвеееерсия… Она сама по себе выглядит немного вычурно, а на фоне простеньких строчек – ужасно.
Гипербатон – разновидность инверсии. Инверсия заключается в перестановке слов (вместо «синее море» – «море синее», например), а гипербатон – еще и во вставке других слов между ними (например, вместо «синее море бушует, волнуется» мы пишем «море бушует, волнуется синее»). Это еще более броская, кудрявая фигура речи, она красивая, но с ней надо обращаться деликатно.
Бессоюзие и многосоюзие – две стороны одной медали. При бессоюзии союзы, соединяющие слова, выпускаются: «Пришел, увидел, победил» (с), а при многосоюзии, наоборот, добавляется союз и туда, где он не обязателен, ради большей выразительности: «И жизнь, и слезы, и любовь» (с).
Когда передаешь прямую речь, уместна такая фигура речи, как анаколуф – намеренная рассогласованность: «Ты это… заходи, если что…» Разумеется, выдавать за анаколуф собственную безграмотность не надо.
Плеоназм – популярная у поэтов фигура речи, состоящая в употреблении сразу нескольких синонимичных понятий ради усиления выразительности. С ней надо обращаться очень осторожно, потому что она легко превращается в «масло масляное», а некоторые теоретики вообще считают плеоназм стилистической погрешностью. Лично я думаю, что красивый плеоназм дорогого стоит, как и любая удачно использованная фигура речи. Но – он должен быть красивым.
Фигур речи, конечно, больше. Эти – основные. За счет одних только фигур речи стих можно сделать намного богаче, ярче и выразительнее. Увы, большинство авторов практически не использует выразительные возможности фигур речи, зациклившись на одном-единственном тропе – метафоре, и с тем как следует не умеют обращаться. Однако это можно и нужно исправить!
Мне бы очень хотелось объяснить несколько моментов, которые никак не доходят до умов авторов нашего сайта.
Первое. Как только ваш стих блокируется модератором, вы громко негодуете на «драконовскую модерацию». Как только на Главной оказывается неугодный лично вам стих, вы громко негодуете на то, что модератор посмел это пропустить. Ребята, усвойте одну простую вещь: на предмодерации у нас стоят только новички. И тех мы после нескольких пропущенных стихов обычно снимаем и переводим на свободную публикацию. Качество свободно опубликованных стихов – на совести автора. Ах, кто-то написал не то? Давайте введем тотальную цензуру!
Однако тогда, во-первых, публикация будет медленной. Во-вторых, предмодерация станет действительно драконовской. Хотите попасть под раздачу? Почему-то мне кажется, что нет.
Если стих действительно нарушает Правила сайта (кстати, не вредно их читать!), у нас есть кнопка «Пожаловаься».
Орать в комментах «Ах, какой плохой стих! А почему его модер не снял? Как посмел, я же полчаса назад написал, что стих плохой» – очень невыгодная стратегия, ведущая к бану и удалению аккаунта. Потому что Господь ненавидит идиотов (с), а кто такой модератор, чтобы спорить с Господом?
Второе. Прекратите путать модератора и критика. Критик – это тот, кто прочел ваши стихи и вместо того, чтобы льстиво вычистить вам сапоги ромом, указал на недостатки. Модератор – лицо, следящее за порядком на сайте. То, что некоторые модераторы способны критиковать, не повод путать теплое с мягким.
Третье. Усвойте как-нибудь уже, что повышение вашего творческого уровня нужно не модератору, не критику и не читателю. Предложение стихов во много раз превышает спрос на них.
Большинство ваших читателей читает и пятерит ваши строчки лишь потому, что надеется на ответный визит. А те читатели, которые ходят по книжным магазинам, покупают или классиков, или книги, которые их чем-то зацепили. Я, например, могу полкниги прочитать, прежде чем купить. Думаю, что ответ на вопрос, почему я покупаю книгу, очевиден: потому что она интересная! Она затрагивает темы, которые меня волнуют, раскрывает их с новой и неожиданной стороны, она психологична, своеобразна, она написана красивым грамотным языком, а главное – автор в ней говорит со мной о том, что его волнует. Автор дает мне, читателю, нечто новое и важное. Тогда почему же я отбрасываю, как шлак, десятки других книг? Ответ тоже понятен. Книги эти скучны, посредственны, пережевывают то, что уже сто раз говорилось в других книгах, зациклены на личных и банальных переживаниях автора, написаны серым, тусклым, невыразительным языком с речевыми ошибками, а главное – автор ничего мне как читателю не дает, он лишь требует от меня внимания к себе любимому. Получается, я не нахожу в книге ответы на вопросы, которые меня волнуют, а, наоборот, должна почесать ЧСВ автора, пожалеть его, поругать его критиков, погладить по голове и дать прорыдаться в мою жилетку по поводу ухода мужа, ухода любовника, ухода любовницы и смерти хомячка. Да я их терпеть не могу, хомячков-то!
Однако книгу я просто отброшу. Автору сайта могу посоветовать, что делать, чтобы его книгу я не отбрасывала, а покупала и друзьям советовала. Конечно, если нет таланта, ума и масштабного, оригинального мышления, то никакие советы не помогут, но кто на нашем сайте согласится с тем, что у него нет ума? Но! Посоветовать – значит именно «посоветовать», а не сесть и заняться репетиторством на общественных началах, переписывая за пиита весь его горе-стих. Критик не репетитор.
И последнее. Я пропускаю много слабых стихов. То же самое делают мои товарищи по модер-команде. На первых порах пропускаем. Почему? – а потому что автору надо где-то учиться. Однако очень быстро лафа заканчивается. Тиамфы и море литературы в Сети, посвященные технике стихосложения, а также собственно стихи хороших поэтов помогут вам вырасти. Растите! Чтобы представить публике действительно КРАСИВЫЕ СТИХИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ
|
|