Тиамф! Версификация в разрезе: начала ритмики
( автор Санди Зырянова)
Иногда я случайно натыкаюсь на комментарии, в которых авторы жалуются друг другу, какие немилосердные эти критики, какие они жестокие, как надо игнорировать их мнение. А то ты раскрываешь всю душу, а в нее плюют…
Сказать, что я совсем безжалостна, нельзя. Напротив, я очень сочувствую тем, кто приходит на литсайт в надежде раскрыть душу, и чтобы ее заметили. Общество таково, что ты ценен в нем не как человек, а как функция: исполнитель работы, домашняя прислуга, постельная принадлежность, жилетка, в которую можно поплакаться, источник дензнаков (клиент и покупатель). И конечно, хочется, чтобы в тебе видели все-таки человека. Но литсайт – это не совсем то место, куда есть смысл приходить с такой претензией. На литсайте ценны наши литературные произведения. Они, конечно, ближе к душе и нашей человеческой ценности, чем сданный годовой отчет или надраенный унитаз. Но и стихи наши – это отнюдь не то же самое, что и душа. Они зависят от того, какие мы как личность, но не равны ей, стихи – продукт личности. И надо просто осознать этот такой очевидный и такой мучительный для многих факт, чтобы не биться в истерике, получив сухое «ритм сбился, рифма хромает» от ужасно злой, жестокой, немилосердной Санди. Поверьте, критика и должна быть сухой.
И, может быть, если за 5-6 лет пребывания на сайте мы так и не научились выдерживать ритмику в стихе, то лучше бы нам, ээээ… нет, переходить на прозу не советую, в ней еще больше сложностей и подводных камней. Может, лучше просто общаться с сайтовскими знакомцами, оставив безнадежное дело стихописания? Раз уж оно настолько безнадежно?
Хотя если вы считаете, что обязательно научитесь всему, что нужно хорошему поэту, – не сдавайтесь.
Тем, кто не сдался, предлагаю немного поговорить о том, как же ее выдерживать, эту ритмику.
Сразу: теория поможет только при наличии обширной практики. То есть сразу будет, вероятно, и трудно. Могу посоветовать осваивать твердые формы, писать разными размерами, анализировать чужие стихи. Главное, помнить: ритм – вовсе не прокрустово ложе. Это очень удобный инструмент и для создания совершенной формы, и для наибольшей выразительности работы. Просто его надо освоить.
Ритм – основа стиха. Я не устаю это повторять, как не уставали все серьезные теоретики литературы. Ритм – это правильное чередование ударных и безударных слогов в строке. То есть между ударными слогами должно быть равное количество безударных.
Ритм образуется грамматическими ударениями (ГУ) слов в стихе. Иногда получается так, что ГУ нет, а по логике ритма оно должно быть. Тогда получается ритмическое ударение – икт. Главное в икте – чтобы он не конфликтовал с ГУ, иначе выходит снос ударения, а это грубая ритмическая грязь.
Ритмика стиха характеризуется размером и стопностью. Размер – это количество и расположение безударных слогов между ударными. Есть разница: «не ВЕтер буШУет над БОром» и «ВЕтер НА моРЕ буШУет»? Слова похожие (хотя авторы разные, конечно), но разный ритм – потому что разный размер! Кстати, заметили ударный слог –ре в слове «море»? Это и есть икт. Вообще-то у нас тут пиррихий – пропуск икта, но для тонкостей ритмики будет еще не один тиамф, всего сразу не расскажешь.
Стопность же – это количество стоп. Стопа – это ударный слог с прилегающими к нему безударными. Сколько в строке ударных слогов (под ГУ или под иктом), столько и стоп. Я думаю, не излишне ли напоминать, что размер должен быть одинаковым во всем стихе, а стопность – выдержана? Объясняю: в некоторых стихах стопность может меняться. Например, французская балладная строфа требует анапеста, 1 – 3 строчки в котором имеют 4 стопы, а 2 – 4 – 3 стопы. Но так должно быть во всем стихе. Резкая смена стопности и размера – грубейшая ошибка. Исключение – это песенные тексты: в запеве может быть один размер, а в припеве другой. Существует также вольный стих, в котором стопность не нужна, но о нем попозже.
Теоретически не относятся к ритмике, но важны для нее такие характеристики рифмовки, как схема рифмовки и клаузула. О клаузуле я уже говорила в предыдущем тиамфе. Это последний ударный слог в строке. Неважно, какой он – последний, предпоследний или третий с конца, важно, чтобы клаузула была во всем стихе одна и та же. Схема рифмовки – это, просто говоря, «какая строчка с какой рифмуется». Например, 1 с 3, а 2 с 4. (АБАБ). Или 1 с 4, а 2 с 3 (АББА). Бывают 5-строчные, 3-строчные, 7-строчные схемы рифмовки. Клаузула тоже учитывается, конечно; нельзя в одном катрене рифмовать МЖМЖ, а во втором – ЖМЖМ.
Как же научиться определять, хорош ли ритм в конкретном стихе? На практике, друзья. Не нужно думать, будто я, как идиотка, сижу и с помощью специально разработанных программ подсчитываю слоги в ваших текстах или загибаю пальцы. Хотя для начинающих, вероятно, подойдет и то, и другое – пока не научатся. Но это самый начальный этап! Не может быть поэта, не способного чувствовать ритм интуитивно! А давайте рассмотрим стихотворение, которое я лично блокировала. Заодно объясню автору, в чем его ошибка.
Одинокие похороны
Музыка грустная звучит
Это все птицы – во'роны
Их сердце не стучит
Они свита смерти
И атласные черные одежды
Открывают в ад дверцы
Не оставляя ни малейшей надежды
На моих похоронах пируют
Для них сердца лучшая еда
Чужие души воруют
Они не насытятся никогда.
Чем больше обиды и зла
Ты запираешь в сердце у себя
Тем ближе и ближе она
Со своей свитой ищет тебя
И вот уж похороны души
Открой же скорее свои уши
И меня послушай
Ведь я уже похоронила свою душу
Очнись, забудь все зло
Что когда-то через душу прошло
Иначе оно ее убьет
И куча ангелов-воронов ее заберет…
Заметьте, что идея стиха, его «концепт», образ (такой образ называется «развернутая метафора») весьма интересны. Отчего же стих не удался? Ответ прост: подвела техника. Гляньте-ка ритм. «одиНОкие ПОхороны» – сколько стоп? Две. Какая клаузула? Очень редкая, гипердактилическая – последний ударный слог третий с конца. А какой размер? Эээ… *тупит в монитор* похож на анапест – это трехсложный размер со схемой «безударный-безударный-ударный». «МУзыка ГРУСТнаЯ звуЧИТ». Размер тут сложно определить опять-таки, потому что сначала идет схема ударный-б-б, потом у-б, у-б. То есть размер не выдержан даже в пределах одной строки. «это ВСЕ птицы ВОроны» – классический двухстопный анапест, клаузула дактилическая. «их СЕРдце НЕ стуЧИТ» – а это не менее классический трехстопный ямб (схема б-у б-у). Переходим ко второй строфе. «оНИ свита СМЕрти» – двухстопный амфибрахий (б-у-б), клаузула женская (ударный слог предпоследний). «и атЛАСные ЧЕРные оДЕжды» – анапест, три стопы, между 3 и 4 стопой лишний безударный слог, клаузула женская. «открыВАют в ад ДВЕрцы» – двухстопный анапест, «не ОСтавЛЯя НИ маЛЕЙшей наДЕжды» – 5 стоп, размер неопределим.
В третьей стопе имеем следующее. «НА моИХ поХОроНАХ пиРУют» – знакомьтесь, дактиль, двухсложный размер у-б. Отличие от ямба понятно, кстати? В хорее ударный слог первый, в ямбе второй. Стоп 5. клаузула женская. «для НИХ сердЦА ЛУЧшаЯ еДА» – тоже ямб, тоже 5 стоп, и бросается в глаза ритмический сбой: недостает слога после «сердца». «чуЖИе ДУши воРУют» – 3 стопы, дольник на основе амфибрахия, и «оНИ не наСЫтятся НИкогДА» – 4 стопы, дольник на основе амфибрахия. Дольник – это неклассический размер, если надо сейчас – объясню в комментах, по нему будет отдельный тиамф.
Следующие строфы попробуйте проанализировать сами. А последняя вот какая:
очНИсь, заБУДЬ все ЗЛО – ямб, 3 стопы, клаузула мужская (ударный слог последний);
что когДА-то ЧЕрез ДУшу проШЛО – дольник на основе амфибрахия, 4 стопы, мужская;
иНАче онО еЁ убьЁт – ямб с лишним слогом во второй стопе, 4 стопы, мужская;
и КУча АНгелов-ВОронов еЁ заберЁт… – дольник, 5 стоп. Примечательна эта строфа тем, что в ней резко изменилась схема рифмовки. Была перекрестная, вдруг мы видим параллельную – ААББ.
К автору: ритмика хромает очень заметно, но Вы можете объяснить это попыткой написать верлибр. Хотя, конечно, все равно видно, что это не верлибр, а невыдержанный ритм. Но в недостатке мастерства меня окончательно убедили рифмы. Глагольные, себя-тебя, неточные. К сожалению, с рифмой не дружат очень многие, в том числе и небесталанные люди. Поэтому следующий тиамф будет посвящен не тонкостям ритмики, что было бы логично, а именно рифме.
Автор не лишен таланта и при условии работы над своим поэтическим мастерством еще порадует читателей хорошими стихами. Главное, не бросать и не опускать руки.
Всем нам однажды приходится осознать: форма в стихе – не мучение, выдуманное злыми критиками для окрыленных поэтских душ, а идеальное вместилище содержания. Конечно, это «вместилище» должно соответствовать содержанию, передавать его наилучшим образом, усиливать эмоциональное воздействие, подчеркивать идею.
И если талант – от Бога, то мастерством можно и нужно овладевать!
|
|