Я думаю, что не открою Америку, если скажу, что большая часть сайтян тяготеет к силлабо-тонической системе стихосложения. Системе, которая уже давно подвергается критике и небезосновательно, особенно, если вспомнить всякие там пиррихии, спондеи, сверхсхемные ударения, трибрахии, и т.д., которые сплошь и рядом нарушают тонический принцип. Но не будем углубляться в теорию, а на какое-то время забудем об иктах, дольниках, тактовиках , акцентных стихах а по старинке добрым словом помянем Ломоносова и заодно припомним, что в силлабо-тонике ритм создается повторением стоп, состоящих из равного количества ударных и безударных слогов. Стопы бывают двухсложные и трехсложные.
Двусложные стопы:
Хорей: U —
Ямб: — U
Трехсложные стопы:
Дактиль: U— —
Амфибрахий: —U —
Анапест: — — U, где:
«U» - ударный слог.
«—» - безударный слог.
Помню, меня как-то пригласили поучаствовать в конкурсе. Задача конкурса была чисто техническая: придумать стихотворение на любую тему, обязательно используя шестистопный амфибрахий. Скажу откровенно, я не сторонник конкурсов, особенно тематических. Редко случалось, когда предложенная тема затрагивала фибры души, а без этого не приходит вдохновение и подсознание отказывается служить, в большинстве своем, конкурс превращается в соревнование версификаторов, тут уже не до высокой поэзии. Хотя бывают и исключения.
Сразу же вопрос: а как звучит шестистопный амфибрахий? Можно, конечно, погуглить, и поисковая система выдаст тебе в качестве примера стих какого-то именитого поэта. Но, во-первых, я ленивый, во-вторых, не хочется подпадать под чье-то влияние. Поэтому просто отстукиваю ладонью ритм:
таТАта таТАта таТАта таТАта таТАта таТА(та) . Длиннющая строка, чтобы она звучала более четко, усекаю последнюю стопу, т.е. избавляюсь от последней в строке безударной гласной.
А после этого долго и мучительно думаю: ну, о чем же написать. В сердце пусто, в башке лишь один огромаднейший вопросительный знак. Внезапно взгляд падает на стол, где стоит ваза с яблоками и лежит учебник английского языка. Включается ассоциативное мышление: яблоко – английский – Ньютон – Закон всемирного тяготения… А почему бы и нет? Втискивая слова в прокрустово ложе шестистопного амфибрахия, рожаю две первые строки, а дальше включается подсознание, и на свет появляется стишок, писанный шестистопным амфибрахием, в честь которого я и назвал своё, мягко говоря, «творение»:
Амфибрахий
Сэр Ньютон однажды у древа улегся: "Вздремну-ка",- решил,
Но тут же, ушибленный фруктом, закон тяготенья открыл.
Невзрачное яблоко - даже голодный жевать бы не стал,
Но, видно, прицельно попало - раз в гении Ньютон попал.
А сколько меня колотили нещадно по темени! Но -
Одни только шишки да шишки, поэтому понял давно,
Что дело, конечно, не в яблоках: их тумаки - ерунда,
Я просто не нравлюсь Фортуне. А жить без удачи - беда.
А вот теперь, после столь длинного вступления, перехожу к главному. В теории есть такое понятие со странным названием АНАКРУЗА. Не пугайтесь, если впервые услышали, это не ругательство, а всего на всего безударные или слабоударные слоги, которые стоят в самом начале строки до первого схемного ударения. Таким образом в хорее и дактиле анакруза -0, т.е строка начинается с ударного схемного слога, в ямбе и амфибрахии 1 слог, в анапесте -2 слога. Это видно в вышеприведенных мною схемках размеров. Так вот, я заметил, что несоблюдение анакрузы - очень частая ошибка пишущих. Соблюдать её нужно обязательно.
Предлагаю такой опыт. Давайте ампутируем в каждой строке стихотворения «Амфибрахий» по первому слогу. Т.е. сделаем из однослоговой анакрузы, нулевую:
Ньютон однажды у древа улегся: "Вздремну-ка",- решил,
Тут же, ушибленный фруктом, закон тяготенья открыл.
Кислое яблоко - даже голодный жевать бы не стал,
Видно, прицельно попало - раз в гении Ньютон попал.
Посмотрите внимательно, как в результате ампутации первого слога в каждой строке, легким движением руки шестистопный амфибрахий превратился в шестистопный дактиль, с усеченной последней стопой, но уже отсеклись две безударные гласные. А стопа даже усеченная - все равно стопа. Причем при абсолютной тождественности смысла.
Была схема:
—U — / —U — / —U — / —U — / —U — / —U
Стала:
U — — / U — — / U — — / U — — / U — — / U
Таким образом, изменив анакрузу, стихотворение приобрело другой ритм. Вот почему необходимо в каждой строке выдерживать анакрузу, соответствующую выбранному мэтру. Даже если вы, не выдержав её, все-таки в дальнейшем вырулите строку на нужный ритм, то все равно стихотворение будет выглядеть неопрятным. А ведь все так легко исправить и стихотворение только от этой правки выиграет. Буду рад, если кто-то на практике воспользуется советом.
|
|