Вход для пользователей
   Логин
 [ Регистрация ]
   
   Пароль
  [ Забыли пароль ]
   
   
      
На развитие Ты-Поэт:
руб.



Облако тегов


Публикация: 2019-03-27
Раздел: без раздела

Амфибрахий

Я думаю, что не открою Америку, если скажу, что большая часть сайтян тяготеет к силлабо-тонической системе стихосложения. Системе, которая уже давно подвергается критике и небезосновательно, особенно, если вспомнить всякие там пиррихии, спондеи, сверхсхемные ударения, трибрахии, и т.д., которые сплошь и рядом нарушают тонический принцип. Но не будем углубляться в теорию, а на какое-то время забудем об иктах, дольниках, тактовиках , акцентных стихах а по старинке добрым словом помянем Ломоносова и заодно припомним, что в силлабо-тонике ритм создается повторением стоп, состоящих из равного количества ударных и безударных слогов. Стопы бывают двухсложные и трехсложные.
Двусложные стопы:
Хорей: U —
Ямб: — U
Трехсложные стопы:
Дактиль: U— —
Амфибрахий: —U —
Анапест: — — U, где:
«U» - ударный слог.
«—» - безударный слог.
Помню, меня как-то пригласили поучаствовать в конкурсе. Задача конкурса была чисто техническая: придумать стихотворение на любую тему, обязательно используя шестистопный амфибрахий. Скажу откровенно, я не сторонник конкурсов, особенно тематических. Редко случалось, когда предложенная тема затрагивала фибры души, а без этого не приходит вдохновение и подсознание отказывается служить, в большинстве своем, конкурс превращается в соревнование версификаторов, тут уже не до высокой поэзии. Хотя бывают и исключения.
Сразу же вопрос: а как звучит шестистопный амфибрахий? Можно, конечно, погуглить, и поисковая система выдаст тебе в качестве примера стих какого-то именитого поэта. Но, во-первых, я ленивый, во-вторых, не хочется подпадать под чье-то влияние. Поэтому просто отстукиваю ладонью ритм:
таТАта таТАта таТАта таТАта таТАта таТА(та) . Длиннющая строка, чтобы она звучала более четко, усекаю последнюю стопу, т.е. избавляюсь от последней в строке безударной гласной.
А после этого долго и мучительно думаю: ну, о чем же написать. В сердце пусто, в башке лишь один огромаднейший вопросительный знак. Внезапно взгляд падает на стол, где стоит ваза с яблоками и лежит учебник английского языка. Включается ассоциативное мышление: яблоко – английский – Ньютон – Закон всемирного тяготения… А почему бы и нет? Втискивая слова в прокрустово ложе шестистопного амфибрахия, рожаю две первые строки, а дальше включается подсознание, и на свет появляется стишок, писанный шестистопным амфибрахием, в честь которого я и назвал своё, мягко говоря, «творение»:

Амфибрахий

Сэр Ньютон однажды у древа улегся: "Вздремну-ка",- решил,
Но тут же, ушибленный фруктом, закон тяготенья открыл.
Невзрачное яблоко - даже голодный жевать бы не стал,
Но, видно, прицельно попало - раз в гении Ньютон попал.
А сколько меня колотили нещадно по темени! Но -
Одни только шишки да шишки, поэтому понял давно,
Что дело, конечно, не в яблоках: их тумаки - ерунда,
Я просто не нравлюсь Фортуне. А жить без удачи - беда.

А вот теперь, после столь длинного вступления, перехожу к главному. В теории есть такое понятие со странным названием АНАКРУЗА. Не пугайтесь, если впервые услышали, это не ругательство, а всего на всего безударные или слабоударные слоги, которые стоят в самом начале строки до первого схемного ударения. Таким образом в хорее и дактиле анакруза -0, т.е строка начинается с ударного схемного слога, в ямбе и амфибрахии 1 слог, в анапесте -2 слога. Это видно в вышеприведенных мною схемках размеров. Так вот, я заметил, что несоблюдение анакрузы - очень частая ошибка пишущих. Соблюдать её нужно обязательно.
Предлагаю такой опыт. Давайте ампутируем в каждой строке стихотворения «Амфибрахий» по первому слогу. Т.е. сделаем из однослоговой анакрузы, нулевую:

Ньютон однажды у древа улегся: "Вздремну-ка",- решил,
Тут же, ушибленный фруктом, закон тяготенья открыл.
Кислое яблоко - даже голодный жевать бы не стал,
Видно, прицельно попало - раз в гении Ньютон попал.

Посмотрите внимательно, как в результате ампутации первого слога в каждой строке, легким движением руки шестистопный амфибрахий превратился в шестистопный дактиль, с усеченной последней стопой, но уже отсеклись две безударные гласные. А стопа даже усеченная - все равно стопа. Причем при абсолютной тождественности смысла.
Была схема:
—U — / —U — / —U — / —U — / —U — / —U
Стала:
U — — / U — — / U — — / U — — / U — — / U
Таким образом, изменив анакрузу, стихотворение приобрело другой ритм. Вот почему необходимо в каждой строке выдерживать анакрузу, соответствующую выбранному мэтру. Даже если вы, не выдержав её, все-таки в дальнейшем вырулите строку на нужный ритм, то все равно стихотворение будет выглядеть неопрятным. А ведь все так легко исправить и стихотворение только от этой правки выиграет. Буду рад, если кто-то на практике воспользуется советом.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

4


Количество просмотров пользователями:   15


Общее количество просмотров:  500



Другие стихи автора:


Весеннее обострение
Время
Жив курилка!
В последний день осени
28.01.2020.


Отзывы к стихотворению:  9

Отзыв добавил(а): Матюх  Ирина
Дата: 2019-03-28 02:20:29

Аким, это просто драгоценная статья! Про анакрузу не знала.

Отзыв добавил(а): Бредихин  Аким
Дата: 2019-03-28 02:38:38

Спасибо, Ира! У тебя хорошие стихи. А самый лучший учитель - сама поэзия. Чем больше читаешь хороших поэтов,тем больше начинаешь и понимать, и видеть. роза

Отзыв добавил(а): Матюх  Ирина
Дата: 2019-03-28 02:46:54

Спасибо большое! Мне очень приятна Ваша оценка! роза

Отзыв добавил(а): Богатырева  Людмила
Дата: 2019-03-28 05:47:48

Аким, спасибо за ваш труд подробно объяснить тонкости стихотворческого процесса. Пример - очень наглядный! Читать было интересно! да во!

Отзыв добавил(а): Бредихин  Аким
Дата: 2019-03-28 13:14:52

И тебе, Люда, спасибо за внимание! У меня двойственное отношение к теории стихосложения. С одной стороны, она как бы становится тормозом для развития, с другой - надо ведь как - то объяснять процессы происходящие. Нельзя её абсолютизировать, но и игнорировать тоже нельзя.

Отзыв добавил(а): Михин  Николай
Дата: 2019-03-28 08:40:13

Дельный совет, Аким, талантливым людям для достижения ими высокого мастерства! да во!

Отзыв добавил(а): Бредихин  Аким
Дата: 2019-03-28 13:20:53

Спасибо, Николай Сергеевич, что заглянули. Вот написал, сижу и думаю: а ведь по большому счету никому эта писанина не нужна. Ну, да ладно, удалить всегда успею.

Отзыв добавил(а): Матахин  Василий
Дата: 2019-03-28 09:14:08

Спасибо Аким за интересную информацию! Вместе с тем, начинающим поэтам я бы рекомендовал внимательно прочесть книгу - учебник Натальи Костюхиной (к сожалению покинувшей наш сайт) " Поэтический ликбез " , написанной в лёгкой и понятливой форме с цветными иллюстрациями, и основанной на книге Сергея Курия " Оседлать Пегаса, или Как писать стихи " . во! во! во!

Отзыв добавил(а): Бредихин  Аким
Дата: 2019-03-28 13:28:35

Рад Вам, Василий. Учебников нынче действительно море. Но повторюсь, самый лучший учебник сама поэзия...



Добавить отзыв:

(если необходим комментарий к отзыву - поставьте галочку перед ним)

Вы ввели: 0

отзыв автора стихотворения не лимитируется по нижней границе

улыбается   радостно смеющийся   грустный   подмигивающий   сердитый   сбитый с толку   плачущий   поцелуй   ангел   влюблен   роза   удивлённый
бее   дурак   во!   смущённый   стоп   да   устал   смеющийся   показывающий язык   не хулиганить

Посчитайте и введите ответ:






Сopyright © 2008-2024 Все права защищены Ti-Poet.ru
Права на все материалы, представленные здесь, принадлежат их авторам
Ваши вопросы и предложения просим направлять на admin@ti-poet.ru

Информация для рекламодателей

Пользователи Online: 1
Пополнение баллов
Сообщение Администрации
Письмо Администрации