продолжение
...Через час на маленькой площадке террасы примыкания левого
устоя плотины, шла деловая суета. Сюда подавали нужный металл, подавали
кабеля для подключения сварочных аппаратов и организовывались сварочные
посты, как требовал мастер по сварке, руководивший этим процессом.
Бригада сварщиков - монтажников приступила к делу, готовя стапель под
сварку платформы. Вагончик рядом со стапелем был отдан под персонал
производивший работы. Бригаду разделили на смены, которые работали по
три часа, потом шли курить, отдыхать, есть, спать, а их места занимало
отдыхающее звено, всего звеньев было три. Сюда же со столовой подвозили
еду. Дело шло споро, все службы были нацелены на выполнение важного
поручения.
Все остальное было не важно. Платформу надо было сварить как
можно быстрее, и как можно прочнее, чтобы машина в двадцать пять тонн,
без проблем перелетела на расстояние, более чем в сто пятьдесят метров и
подала на карту, такой драгоценный, бетон.
Весь день, всю ночь на террасе вокруг стапеля кипела работа,
сверкала сварка, поднимались и опускались металлические конструкции из
крупных номеров двутавра, швеллера и уголка. Наконец, уже к двум часам
ночи работа была завершена привариванием площадки, по которой будет
двигаться водитель миксера, для подачи бетона на карту.
Огромный башенный кран номер один, высоко, высоко
возвышающийся над основными сооружениями, с вылетом стрелы более чем
на сто метров, подвел к устою с платформой траверсу для
крупногабаритных, высокотоннажных металлоконструкций. Такелажники
зацепили крючья за крепкие цапфы, крановщик натянул мощные стропы,
платформа – медленно, медленно оторвалась от стапеля и повисла на
метровой высоте. Крановщику дали команду отвести платформу в сторону
со стапеля и мастер внимательно стал по новой осматривать сварные швы,
после чего давал команду их загрунтовывать, не смотря на двенадцати
градусный мороз.
Минут через двадцать на платформу заезжал миксер. Уперевшись
передними колесами в упорный брус тяжелая машина остановилась,
такелажники на все колеса поставили упоры, зафиксировав их мощными
шкворнями. Водитель покинул свою машину, и платформу, опять подняли
вместе с вращающимся бетоном в бочке миксера. Мастер сварщиков опять
внимательно осматривал швы платформы, высвечивая их шахтерским
фонариком, там, где яркий свет прожекторов не мог достать до корня
сварочного шва. Минут через пятнадцать он удовлетворенно отошел в
сторону, и дал команду такелажникам продолжать свою работу.
Двадцати пяти тонный груз свировали метра на четыре, потом
опять смайновали, отвели в сторону… вернули обратно… Процедура была
повторена с рывками и другими амплитудами еще два раза, после чего
платформу поставили на приготовленную под погрузку площадку. Мастер
сварочных работ опять внимательно осматривал швы ответственной
конструкции, заглядывая фонариком в различные укромные уголки. Все
было готово для подачи бетона на плотину.
- Ну, что… Как ты… полетать не против?.. – спросил задорно
начальник стройки у водителя миксера, молодого парня.
Тот какое-то время молчал, видимо обдумывая важный ответ.
- … А чего, у меня выбор есть… Не я, значит кто-то другой
полетит… - парень глубоко вздохнул.
- Выбор всегда есть, Если сомневаешься, говори сейчас…
туда только добровольно, и никто тебя не осудит. – начальник управления
замолчал.
- Давай я на хоботе постою… вдвоем веселее – предложил
главный инженер.
- Кончайте вы, - отмахнулся водитель миксера, - занимайтесь
своими делами, будто я там без вас не справлюсь. – и уверенно
направился к кабине своей машины.
Сел в КамАЗ, открыл окно двери:
- Ну чего смотрите – полетели!!!
Бригадир такелажников по рации дал команду на кран,
платформа мягко оторвалась от мерзлой земли…
Приподнявшись на полметра, плавно пошла на поворот, и над
строящимися деривационными каналами турбин нижнего бьефа платформа с
КамаЗоМ поплыла в, еще темном ночном, небе, слегка помахивая всем
смотрящим на нее, в это время, канатами для причаливания, чтобы ее в
нужное место подтянули бетонщики…
Через четыре – пять минут бетон уже подавался на карту, а
через двенадцать – пятнадцать минут миксер съезжал с платформы.
Главный хлопнул в ладоши, упакованные теплыми варежками,
но тут же осекся, посчитав это малодушием, хотя радость на лице
удержать, не мог. Но вокруг него уже кричали «УРА», бросали вверх
шапки, и радовались безмерно. Никто не спал, все три звена, сильно
переживая, наблюдали происходящее. Начальник стройки обнял своего
главного инженера:
- Это победа, - сказал он ему глядя в глаза, не пытаясь
удержать радости.
Люди, не спавшие уже более суток, совершенно изможденные
тяжелой работой, радовались как дети…
А на платформу уже заходил следующий миксер.
ЭПИЛОГ.
И через полтора месяца, когда завершили бетонирование водослива,
насос с завода так и не пришел.
Через два месяца в феврале, руководители управления
строящейся Крапивинской ГЭС летали в Саяногорск на ежегодное собрание
по итогам работы.
Возвращаясь с совещания, начальник строительства, главный инженер
вместе прилетели в Кемерово в очень сильную пургу, удивляясь, как
пилот самолета рискнул на посадку в такую непогоду. Ветер так разворачивал
самолет заходя на посадку, что было видно посадочные огни взлетно-посадочной
полосы. Но все прошло успешно, у аэропорта ждал УАЗик, который отвезет
их в Зеленогорск.
Дорога была очень тяжелой, шоссе заметало барханами снега,
встречную машину было видно на расстоянии вытянутой ноги. И ко всему
прочему, не доехав десять - пятнадцать километров до Крапивино, УАЗик
встал врезавшись в одном из барханов на дороге, буксуя ни вперед, ни
назад - застрял. Машину слегка откопали сзади и спереди, Начальник
управления сел за руль, а водитель и главный стали толкать ее сзади…
Они не обратили внимания, что загородили стопсигналы УАЗика…
а по дороге их догонял панелевоз с панелями для Зеленогорска. Водитель
панелевоза заметил несчастный УАЗик когда до него оставалось метров
двадцать, а может и меньше. Водитель УАЗика все-таки увидел опасность
в последний момент и сумел отскочить в сторону, смутно наблюдая перед
собой происходящее. Начальник управления сломал руку и вывихнул большой
палец на левой руке, если не считать ушибы и ссадины, находясь в УАЗике.
Водитель панелевоза почти не пострадал.
Когда мужчины пришли в себя, они поняли, что их трое, они начали звать
главного инженера… но тот не откликался.
Остановив походящую мимо машину, попросили доехать до
Крапивино, вызвать скорую и милицию, и сообщить в управление стройки
о случившемся. А сами начали перекапывать голыми руками и одной лопатой
снег вокруг аварии в надежде найти главного инженера, но все было
напрасно, человек как сквозь землю провалился.
Скорая и милиция подъехали минут через сорок - пятьдесят.
Метров на двадцать вокруг аварии снега были изрыты руками и лопатой.
У всех троих руки были по локоть отморожены… Главного инженера не
нашли.
Уже утром, когда тяжелая техника растаскивала сложившийся
панелевоз, тело главного было обнаружено в арке переднего колеса тягача
панелевоза.
…В августе текущего года, после забастовки шахтеров в Кузбасе,
Борис Николаевич Ельцин – наш драгоценный председатель Госстроя СССР,
закрыл строительство Крапивинской ГЭС, мотивируя это требованием
бастующих, интересами Страны, и не рентабельностью ее строительства.
Это была первая в СССР стройка, пострадавшая от перестройки, и первые
тридцать тысячь людей пионерного поселка, оказавшиеся за бортом жизни...
а тогда еще не было никаких социальных преференций для людей потерявших
работу и было совсем не понятно, куда им деваться.
Мне повезло… Централизованно меня направили на другую стройку,
на Богучаны, но пока я добирался до Братска, ее тоже закрыли, в конце
концов, я был направлен на Бурею.
Стихотворение "БЕТОН": proza/2019/01/24/36
01.02.2019
Русаков О. В.
Тверь
|
|