Тиамф! Маша, не плачь, он гад, или Что такое лирический герой
( автор Санди Зырянова)
Мне кажется, почти все авторы хотя бы раз читали в комментах: «А почему у тебя ЛГ такой… или так делает?», или еще что-нибудь про ЛГ. Пришло время расшифровать, кто же этот таинственный ЛГ и почему, когда мы пишем стихи кррровью сердца о своей собственной любовной дррраме, читатели говорят не о нас лично, а о каком-то ЛГ.
Большинство начинающих поэтов проходит этап «дневниковых записей». Выглядит это так: садится мальчик или девочка в полном душевном раздрае из-за ссоры с родителями или с бель-пассьон из 9-Б и принимается кропать пламенные строки о том, как мир несправедлив и жесток, как автор жаждет свободы, как Ты обидел Меня, забыл о наших счастливых годах и т.п. Иногда получаются неплохие и даже хорошие стихи, но чаще всего из-под пера «дневниковцев» выходят чисто ученические работы. Потому что сам этап «дневниковых записей» – ученический, начальный. На этом этапе автору еще нечего сказать людям, миру. Мир, если честно, всю жизнь мечтал узнать, что Вася бросил Машу, разбив ее девичье сердечко. Очень поучительно, очень развивающе, дает и экстасис, и катарсис. Но Маша и не намерена давать миру катарсис или говорить миру что-то умное. Маша хочет выплеснуть бурные переживания и таким образом успокоиться. А если Маша еще и немного тщеславна, она непременно выложит свой выплеск в Интернет, чтобы какие-то незнакомые люди ей посочувствовали и утешили.
Маш, правда: гад этот Вася! Не плачь, ты еще найдешь себе Петю, Колю, Эдуарда и даже Оксану.
Но вот наша условная Маша ощущает вкус к литературному творчеству и понимает, что пора выходить на следующий этап. Ей уже есть что сказать людям, есть что нести в мир. Ее душа полна чем-нибудь прекрасным, и Маша хочет передать это читателям. Так рождается поэт. А у поэта рождается лирический герой – тот самый ЛГ.
Пожалуй, самая сложная, почти непреодолимая для многих начинающих ступень, – научиться отделять ЛГ своего стихотворения от самого себя. По моим наблюдениям, самые упертые душеписы все-таки втихомолку работают над рифмой, над ритмикой, над образом. А вот ЛГ у них в стихах нет, есть собственный образ (приукрашенный, конечно). Они «пишут душой», потому и душеписы. К сожалению, истинная цель душеписа не соответствует декларируемой – поделиться чувствами. Истинная цель – привлечь внимание к себе лично. Внимание, сочувствие, жалость. Это своего рода поиск моральной поддержки. Но, друзья, искусство – это не диван психоаналитика! Искусство несет исцеление душе читателя, а ваша собственная душа при этом может истекать слезами и кровью… Если вы не готовы к тому, что придется постоянно переплавлять свою боль, свое отчаяние, свою жалость, да и свое счастье в строки и рифмы, чтобы дарить людям утешение, – лучше уйдите сразу.
Ибо самый жестокий, но непреложный закон искусства таков: «Нечего сказать миру? Тогда заткнись».
Понятие о лирическом герое, не тождественном автору текста как таковому, возникло в трудах Юрия Тынянова и получило развитие у таких исследователей, как Лидия Гинзбург, Григорий Гуковский, Дмитрий Максимов. Некоторые исследователи отличают от лирического героя понятие лирического Я поэта. Собственно, лирическое Я – это тот же ЛГ, только похожий на автора. Чем ЛГ отличается от автора, легче понять на примере прозы. Например, автор может быть пожилой полной замужней женщиной с инвалидностью, а его главные герои – капитанами парусников, стройными лесбиянками, альпинистками и дзюдоистами, полицейскими и маленькими мальчиками. И убедительность героя зависит только от тщательности его проработки и таланта автора. Но герой прозы и ЛГ – немного разные вещи. В прозе, однако, мы в первую очередь обращаем внимание на сюжет. Большинство стихов – произведения бессюжетные, и их ЛГ говорит нам в основном о чувствах, переживаниях.
Бывают ЛГ отдельного стихотворения. Бывают также ЛГ автора – автор в своих стихах создает «сквозной» образ ЛГ, от имени которого и пишет то, что пишет.
Давайте рассмотрим на примерах.
СЫН,ВАДИМ,уехал !!!
НО не туда где марево и летняя жара.
Туда где тундра и тайга !
Где Воркута,Инта -
метель,мороз,снега и холодА !!
Уехал СЫН на СеверА !!!
Поехал,ОН,работать
и в хоккей,за коллектив,
после основной работы поиграть.
Поехал себя,ОН,испытать,
другим чего,ОН,стоит доказать !
Будем откровенны: написано весьма слабо. В хорошем стихе должно быть много чего, в том числе грамотная ритмика, красивые рифмы, образы, и главное – смысл, идея. В этом стихе не стоит искать даже тень мастерства. Но мы сейчас ищем лирического героя. А его нет. Стих написан от своего собственного имени – имени отца, сын которого отбыл на Север. Такой стих может быть темой для личных бесед, но никак не для литературного обсуждения, читателю он ничего или почти ничего не даст.
Пусть приезжает, собирается...
Если я нужна ему по правде.
Больше я не дам себя в обиду,
Стала же железной канцлершей!
Постараюсь я не таить от "чертёнка",
Постараюсь разобраться в правде.
Только помоги мне, Господи!
Очень-очень умоляю!
Еще одна «поэма без лирического героя». Мастерством здесь опять-таки и не пахнет. «По правде» – просторечное выражение, «же железной» – неудачное сочетание, упоминание чертенка не к месту, хотя для самого автора оно что-то значит, «постараюсь не таить» – что таить, не сказано… Но главное: автор рассказывает исключительно о собственной любви. Надо сказать, любовные истории, особенно несчастные, находят отклик у читателей независимо от их уровня, потому что все они друг на друга похожи. Хотя я бы на месте автора задумалась о том, почему же мои отношения с парнем так похожи на те, что описываются в тысячах плохих стихов. Может быть, я использую неверные стереотипы в выстраивании этих отношений? В любом случае, такая личная исповедь – это опять-таки дневниковая запись, но не литература. Ее единственная польза – девочки всех возрастов могут поплакать друг у друга на плече. У меня лично любовной драмы нет. Поэтому мне такие «стихи» попросту непонятны, – у автора нет мастерства, чтобы заставить меня проникнуться чуждыми мне переживаниями…
Новый виток на забеге по-кругу,
В остервененьи уйти от себя?
Знаешь, родной, я уже не ревную -
Я - отпускаю, всё так же любя...
Благословляю и рушу все стены -
ЕЙ расскажи, что сжигаешь мосты.
НАС - больше нет. Невозможны измены.
Мир разделён - где-то я, где-то ты.
Как я уже говорила, любовная поэзия обязательно кого-то да затронет, ибо описывает стереотипные ситуации, а в них попадают все женщины, выросшие на любовных романах, сериалах и псевдопсихологических статьях типа «научитесь технично делать минет, полюбите мыть посуду, и будет вам счастье в любви». Мой личный критерий прост: меня не трогает, я не ВИЖУ эмоций – значит, написано плохо. Одно дело – вызвать в памяти читательниц их собственную обиду на злого Васю, а другое – вызвать сопереживание у читательницы, которая никогда не была брошенной и униженной. Можно не замечать банальные рифмы вроде себя-любя, можно игнорировать набор штампов типа «новый виток», «рушу все стены», «мир разделен» и т.п., но свое равнодушие я игнорировать не могу. А ведь хороший поэт заставляет проникнуться темой стиха любого читателя. Но тут нет цели затронуть читателя, тут есть цель пожаловаться на свою трудную жизнь. Ну что я могу сказать автору? Маш, он гад, не плачь!
Собственно, лирический герой нужен именно затем, чтобы помочь читателю проникнуться. Когда ты описываешь личные переживания, всегда кто-то скажет «да кому это надо? У меня-то все не так!» С помощью лирического героя поэт придает частным переживаниям некую общечеловечность. Научно говоря, ЛГ дает возможность экстраполяции читателем авторских эмоций и опыта на себя. Ненаучно – ЛГ, в отличие от конкретной Маши, можно «примерить» на себя, побыть на время чтения стиха в его шкуре. И настоящие, серьезные поэты активно пользуются этой возможностью. Более того: они советуют никогда не писать о себе лично – только от ЛГ. Почему? Да потому что в личных «исповедях» есть что-то от аттеншн-вхоринга, то есть выпрашивания личного же внимания. Сразу видно, что автор любит себя, и не обязательно в искусстве, а не искусство в себе. Конечно, любовь к искусству в себе приходит со временем, но она приходит осознанно. А то иные деятели так и продолжают до седых волос писать «исповеди». Уж и не Маша, уж Марья Пална, бабушка-прабабушка, – а все жалуется на свово Васю…
Из этого, кстати, следует важное этическое правило поэтов. На СДЛ его мало кто знает, а жаль. Когда комментишь стих – никогда не говори лично об авторе. Ну и что, что стих про то, как Вася бросил Машу? Не надо саму Машу утешать! Говори о ее ЛГ, а не о ней! «ЛГ неправа», «у ЛГ преувеличенные эмоции», «ЛГ явно в истерике»… А если «Маша» в ответ норовит порассказать, что стих исключительно из ее жизни… что ж, она просто на самом начальном этапе поэзии.
|
|