(Работа в студенческий сборник к году литературы. Памяти любимого писателя и поэта...)
Константин Михайлович Симонов родился 28 ноября (15 ноября по старому стилю) 1915г. в Петрограде. При рождении он был наречён Кириллом, но из-за невозможности произносить чётко звуки «р» и «л» ещё в молодости заменил это имя на Константин. Своего родного отца он никогда не видел. Михаил Симонов, выпускник Императорской Николаевской Военной Академии, в 1915 году получивший звание Генерал-майора, пропал без вести в Первую мировую войну. Мать Константина, Александра Леонидовна Оболенская принадлежала к древнему княжескому роду. В 1919 году она вместе с сыном, которому на тот момент было пять лет, переехала в Рязань, где вышла замуж за бывшего полковника Русской Императорской Армии Александра Григорьевича Иванищева, участника японской и германской войн.
Детство Константина проходило в Рязани и Саратове. Семья его не была богата, жили в военных городках, в командирских общежитиях. «Мать работала то делопроизводителем, то машинисткой, отчим был преподавателем тактики в военном училище,» - вспоминает Константин. Уже с раннего детства Симонов воспитывался в строгой военной атмосфере. Военный быт, окружавший юношу, привил ему сильную привязанность «к армии и ко всему военному», как признается в последствие сам поэт. Он рос с чувством глубокого уважения к строгим армейским порядкам, суровым нравственным требованиям, с детства научился ценить мужество, храбрость и трудолюбие. Такие качества, как ложь, трусость, лень вызывали в поэте презрение и глубокое отторжение.
«Военный быт окружал меня, соседями были тоже военные, да и сама жизнь училища проходила на моих глазах. За окнами, на плацу, производились утренние и вечерние поверки. Мать участвовала вместе с другими командирскими женами в разных комиссиях содействия; приходившие к родителям гости чаще всего вели разговоры о службе, об армии. Два раза в месяц я, вместе с другими ребятами, ходил на продсклад получать командирское довольствие. Вечерами отчим сидел и готовил схемы к предстоящим занятиям. Иногда я помогал ему. Дисциплина в семье была строгая, чисто военная. Все делалось по часам, в ноль-ноль, опаздывать было нельзя, возражать не полагалось, данное кому бы то ни было слово требовалось держать, всякая даже самая маленькая ложь презиралась. Так как и отец, и мать были люди служащие, в доме существовало разделение труда. Лет с шести-семи на меня были возложены посильные, постепенно возраставшие обязанности. Я вытирал пыль, мел пол, помогал мыть посуду, чистил картошку, следил за керосинкой, если мать не успевала – ходил за хлебом и молоком. Времени, когда за меня стелили постель или помогали мне одеться, - не помню.»
После окончания семи классов в 1930 году Симонов поступил в фабрично-заводское училище на токарское дело. По окончании фабзавуча, он получил специальность токаря 4-ого разряда, работал токарем сначала в Саратове, а потом и в Москве, куда вместе с семьёй перебрался осенью 1931 года.
«Мы жили туго, в обрез, и тридцать семь рублей в получку, которые я стал приносить на второй год фабзавуча, были существенным вкладом в наш семейный бюджет. Руки у меня были отнюдь не золотые, и мастерство давалось с великим трудом; однако постепенно дело пошло на лад, и через несколько лет я уже работал по седьмому разряду.»
После фабзавуча Симонов поступил в Литературный Институт им. А. М. Горького, который успешно окончил в 1938 году и поступил в аспирантуру в Московский Институт Философии и Истории им. Н. Г. Чернышевского. Примерно в эти же годы он начинает писать стихи и вскоре становится известен, как талантливый молодой поэт. В 1936 году в журналах «Молодая Гвардия» и «Октябрь» были напечатаны его первые стихотворения. Его произведения большей частью были на военную тематику, но неизменно привлекали своей душевностью и героизмом. Из под его пера выходят поэмы «Ледовое Побоище» и «Суворов», «Павел Черный», стихотворения «Генерал» и «Однополчане». В стихотворении «Однополчане», написанном в 1938 году, уже ощущается предчувствие приближения войны. Кажется, что уже тогда поэт чувствовал, что скоро наступит то непоправимое, что навсегда перечеркнет судьбы миллионов людей и необратимо изменит жизнь родной страны.
«Святая ярость наступления,
Боёв жестокая страда
Завяжут наше поколенье
В железный узел, навсегда.»
В 1939 году Константин Симонов был направлен в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол. В институт он уже не вернулся. В течении года он учился на курсах Военно-политической академии им. В. И. Ленина и 15 июня 1941 года получил воинское звание интенданта второго ранга.
Сколь бы сильным не было предчувствие войны, как бы ни готовились к ней, в жизнь Константина Симонова, как и в жизнь миллионов других людей она пришла неожиданно. В своем военном дневнике поэт описывает первое впечатление тех дней:
«…три часа метались по городу в поисках власти. Ни комендант станции, ни комендант города ничего не могли сказать. Начальник гарнизона корпусной комиссар был не то в городе, не то километрах в двенадцати от города у себя в бронетанковом училище, которым он командовал.
По дороге шли войска и машины. Один в одну сторону, другие - в другую. Ничего нельзя было понять.»
В первые же дни войны корреспондентов распределили по военным газетам. Симонов был направлен на линию западного фронта – самое опасное направление. Оружия не выдавали, говоря: «Добудете на фронте».
24 июня Константин Симонов выехал для работы в газете «Боевое Знамя» в район города Гродно, но из-за сложившейся на фронте обстановки, так и не добрался до места назначения и был вынужден отступать вместе с советскими войсками почти до самой Москвы. 20 июля 1941 года Симонов был переведен в газету «Красная Звезда», в которой прослужил военным корреспондентом до 1946 года. В 1942 году Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, а в 1943 году — звание подполковника, после войны — полковника.
Нельзя недооценивать значение военной корреспонденции. Из-за недостаточной информированности возникала путаница и выдавались противоречивые приказания, гибли сотнями и тысячами люди, которых можно было бы ещё спасти, будь о них известно. Но помимо этого, военная корреспонденция несла на себе ещё немаловажную роль – поднимала боевой дух и офицеров, и простых солдат, и дожидавшихся их мирных жителей в тылу. Когда разбитые полки и дивизии без конца находили фашистские пропагандистские листовки с сообщениями что Москва взята и разгромлена, с предложениями сдаться, как бы ни была сильна вера солдат, отчаянье одолевало. Было необходимо суметь поднять воинский дух и вернуть людям надежду. И Симонов сумел сделать это в своих произведениях. Он писал проникновенно, так, как чувствовал, вкладывая в свои стихи всю суровость наступившего времени, всю теплоту и тоску солдатского сердца. Отношение Константина Симонова к своей профессии четко проглядывает в разговоре подполковника Климовича с Синцовым, являющимся в романе «Живые и Мертвые» прототипом самого автора. Этот роман Константин Симонов написал уже в 1959 году на основе своего военного дневника, отобразив в нем реальные события свидетелем которых он был и в которых участвовал сам.
«А этот из газеты расписал: «Знамя, знамя!» — а что они, кроме знамени, вынесли и сколько живых людей вывели, хоть бы слово сказал! Будто это и не важно вовсе! Наговорил ему какой-то краснобай на радостях, что жив остался, а тот и пошел строчить…
— Вижу, не жалуешь ты газетчиков, — сказал Синцов.
— А чего их жаловать? Испытал бы на своей шкуре, что на душе творится, когда хоть и со знаменем выходишь, а без танков - небось по-другому бы описал!
— Ну я, например, испытал на своей шкуре, — сказал Синцов.
— О тебе теперь нет разговора, ты теперь солдат, — отрезал Климович.»
Настоящий военный корреспондент и сам должен быть солдатом. И он им был. Он воевал с партизанами, он сам едва не погиб в битве под Могилевом сражаясь в бою бок о бок с однополчанами. Он сам прошел через все ужасы войны и поэтому писал не сухим языком, а изливал на бумагу свою душу. И именно поэтому смог дотянуться своими произведениями до тысяч людских сердец. Как военный корреспондент он побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Его стихотворения «Жди меня», «Родина», «Ты помнишь, Алёша…» вырезались из газет и заучивались наизусть. Эти стихи находили отклик у людей на фронте и в тылу, потому что в них жил тот драгоценный образ, который каждый нёс в своём сердце: образ родной земли, образ любимой женщины, образ всего того дорого, что никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя отдать врагу.
Едва попав на фронт, уже в первые месяцы войны Константин Симонов в числе других солдат оказался вынужден отступать. Невыразимо было то горе, то обреченное отчаяние, которое испытывали русские фронтовики, теряя в бою своих товарищей, оставляя на разгром фашистам деревни и города, отдавая пядь за пядью родную землю. Они отступали. Неизгладимый след оставило это отступление в душе каждого. Симонова потрясло тогда то, как их принимали и провожали простые мирные жители: женщины, дети, старики, -которых они должны были защитить и не смогли это сделать. То, как они отдавали последнее, и несмотря на отрицание советской властью существования Бога, благословляли уходящих солдат, и верили, что солдаты вернутся и прогонят фашистов с русской земли. Эти впечатления первых месяцев войны и переживания поэта отразились в стихотворении «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», посвященном другу Симонова, военному корреспонденту Алексею Суркову, с которым он вместе переживал ужасы первых месяцев войны.
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слёзы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.
"Мы вас подождем!"- говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
Летом 1941 года Константин Симонов на несколько дней оказался в Москве. Он остановился у своего друга, писателя Льва Кассиля в Переделкино. Поэт вспоминает, что была ясная, солнечная погода и хотелось хоть не надолго забыть о войне, хоть какое-то время о ней не думать. Но думал он именно о войне. О своем долге, о своем месте в этой войне. Об этом свидетельствуют и строки написанного в этот день стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете»:
«Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.»
Он знал – его место на войне. Иначе быть не могло.
В этот же день Симонов написал и стихотворение «Жди меня», посвященное Валентине Серовой – актрисе, вдове военного летчика и страстной любви поэта. Глубоко личное, это стихотворение Симонов изначально не хотел публиковать: «У стихотворения «Жди меня» нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в стихах…» Но когда несколько месяцев спустя, сидя в землянке на Северном фронте, он читал свои стихи товарищам и видел как совершенно разные люди переписывали это стихотворение на клочки бумаги, чтобы сохранить его, Симонов понял – это стихотворение не может принадлежать одному человеку. Это заклинание, молитва миллионов солдат своим женам и любимым женщинам: «Жди меня, и я вернусь…» Любовь любимой женщины, вера, что она ждет, что она обязательно дождется, берегла и спасала солдат. Это женское ожидание было талисманом от беды, талисманом от гибели.
«Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: повезло!
Не понять не ждавшим, им
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.»
В 1942 году ,оно было опубликовано в газете «Правда». В 1943 году в Алма-Ате по сценарию К. Симонова и А. Столпера был снят фильм "Жди меня". Главную роль в нём сыграла Валентина Серова.
За годы войны Симонов выпустил сборники стихов «С тобой и без тебя» и «Война», книжки были маленькие, умещавшиеся в нагрудный карман гимнастерки. Поэтом были написаны пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи». Товарищи Симонова по работе отмечали его невероятную трудоспособность, он никогда подолгу не задерживался в Москве, сдавал материал и снова уезжал на фронт. Первые три года после войны Симонов провел в многочисленных командировках в США, Китай, Японию. В послевоенные годы выходят сборники очерков Симонова: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Чёрного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента». В 1952 году был опубликован его первый роман «Товарищи по оружию», описывающий события на Халхин-Голе. Следом в 1959 году – трилогия «Живые и Мертвые». Роман был написан по военному дневнику писателя, героями стали прототипы реальных людей с которыми свела автора война.
В 1961 году театр «Современник» поставил пьесу «Четвёртый». В 1963—1964 годах Симонов пишет роман «Солдатами не рождаются», в 1970—1971 — «Последнее лето». По сценариям Симонова были поставлены фильмы «Парень из нашего города» (1942г.), «Жди меня» (1943г.), «Дни и ночи» (1943—1944гг.), «Бессмертный гарнизон» (1956г.), «Нормандия-Неман» (1960г.), «Живые и мёртвые» (1964г.), «Двадцать дней без войны» (1976г.).
Умер Константин Симонов 28 августа 1979 года в Москве. Он завещал развеять свой прах над Буйничском полем под Могилевом, где он был свидетелем героической обороны города в роковом 1941 году. И не смотря на решение ЦК КПСС похоронить Константина Симонова на Новодевичьим кладбище в Москве, родственники выполнили последнюю волю писателя.
Свою книгу «Разные дни войны. Дневник писателя», включающую в себя военные дневники писателя с первого до последнего дня Великой Отечественной Войны, Константин Симонов заканчивает такими словами (и едва ли к ним есть что добавить):
«Потом, много лет работая над этой книгой, я много раз думал: чем же я ее кончу, что скажу в заключение? А сейчас вижу, что, наверное, и не надо никаких заключений. Если все, что мною рассказано о четырех годах войны, хоть в какой-то мере дает почувствовать, чем она была, и заставляет лишний раз подумать, что третьей мировой войны не должно быть, - то к этому чувству и к этой мысли мне нечего добавить. А если я не сумел этого сделать - то бессмысленны всякие послесловия. И чем они длиннее, тем бессмысленнее.»
Список используемой литературы:
- Иванова Н. Константин Симонов глазами человека моего поколения.//Знамя №7, 1999. - с.192-207
- Кравцов А. Прощанье перед вечностью.//Смена №5, 2001. - с.18-27
- Русские писатели. ХХ век: Биобиблиографический словарь. Т.2. - Москва: Просвещение, 1998.
- Федоров В. "…Из нашего города": К 85-летию со дня рождения К.М. Симонова. //Деловая газета, 28 ноября, 2000.
- Симонов К.М. Разные дни войны. Дневник писателя — М.: Художественная литература, 1982.
- Симонов К.М. «Живые и мёртвые» (роман, 1959).
- Сайт: ru.wikipedia/wiki/Симонов,_Константин_Михайлович
|
|