Вход для пользователей
   Логин
 [ Регистрация ]
   
   Пароль
  [ Забыли пароль ]
   
   
      
На развитие Ты-Поэт:
руб.



Облако тегов


Публикация: 2022-04-03
Раздел: думы

Топором по написанному пером № 9.

Здравствуйте, дорогие поэты и читатели!

Предлагаю вам прочитать вместе со мной стих Игоря Токаева «Всего лишь подписи» (ti-poet/stihb-395924).
Это красивая, тонкая лирика.
Насколько я поняла, автор не владеет премудростями теории литературы, пишет интуитивно и пишет очень даже неплохо. Так бывает часто. Поэт и филолог – совершенно не тождественные сущности.
«Ты навечно уже не моя», «мы с тобою», «ты и я»… – перед нами, несомненно, любовная лирика, что очевидно с первой же строки. Речь идет об отношениях, которые остались в прошлом, но – судя по «маячкам» в тексте – вряд ли исчерпали себя. Причем отношения, по всей видимости, бурные, страстные и даже, может быть, трагичные (наши чувства упали так низко; если вспомнят – словно кошмарный сон…).
Сначала о размере. Поясню попутно некоторые вещи, в том числе – для автора.
Стих написан преимущественно трехстопным анапестом: т.е. каждую строку можно разбить на три стопы по три слога в каждой с ударением на 3-м слоге.
Ты-на-в`ер / но-е-б`оль / ше-не-бл`из / ка-я
И-на-в`еч / но-у-ж`е / не-мо-`я
В первой строке два последних безударных слога не считаются стопой.
В третьем катрене, за счет пропуска одного слога, наблюдаем логаэд.
Логаэд – это размер, сочетающий двухсложные и трехсложные стопы.
Тут – анапест + ямб.
Ес-ли-всп`ом / нят-нас-т`оль / ко-ш`ё /потом
Как-кош-м`ар / ный-пол-н`оч / ный-с`он.
Во втором катрене во 2-й и 4-й строчках вместо мужской клаузулы появляется женская.
Клаузула – это конец стихотворной строки начиная с последнего ударного слога. Если строка заканчивается ударным слогом – это мужская клаузула. Если после последнего ударного слога в строке есть один безударный, т.е. строка оканчивается безударным слогом, перед которым стоит ударный, – это женская клаузула. Если после последнего ударного слога в строке идут два безударных – это дактилическая клаузула.
Так вот, не скажу, что эти ритмические пошатывания портят стих. Но такие нюансы говорят мне как читателю о недостаточном мастерстве автора, о его неспособности выдержать выбранный размер.
Я от авторов сайта порой слышу в оправдание о тенденции современной поэзии, позволяющей не соблюдать размер. Это заблуждение. Хотите дать себе больше свободы – выбирайте дольник (размер, в котором важно количество сильных – ударных – слогов в строке (иктов), а интервалы между ними могут в строках колебаться). Но если вы начали писать стих определенным размером, включая логаэд, то несоблюдение его в отдельных строфах говорит, на мой взгляд, о вашем поэтическом неумении. Бывают, конечно, исключения, но в таких случаях замысел автора должен быть понятен, например, из композиции стиха.
Не утомила? Тогда продолжим )
Вернемся к тексту.
Среди рифм есть грамматические, но есть и очень хорошие, интересные. Мне особенно нравятся г`олоса / подписи (хоть и неточная), искренность / капризные и неблизкая / так низко – хоть тут и не хватает одного слога, это ее не портит.
Далее – как обычно, построчно и построфно.

Ты, наверное, больше не близкая,
И навечно уже – не моя.
Наши чувства упали так низко,
Что нам ада виднелись края.

Зачем тут «наверное»? ЛГ сомневается, близкая или всё же неблизкая для него возлюбленная (или бывшая возлюбленная)?
Так случилось: ты больше неблизкая – можно рассмотреть такой, например, вариант. Совершенно не настаиваю, лишь размышляю.
Края ада… Ну, нет. Какие у ада могут быть края? Это, пожалуй, самая слабая строчка. Виднелись – тоже, на мой вкус, неудачное слово с поэтической точки зрения. «Нам ада» при произнесении вслух, если нарочито не делать разделяющую паузу, слипается в одно слово «намада». Получается, что виднелись края некоего «намада». Замысловатая инверсия способствует указанному слипанию и в целом не украшает эту строку (инверсия, напомню, – изменение привычного порядка слов: вместо «Нам виднелись края ада» – «Нам ада виднелись края»).
Про рифму «неблизкая / так низко» я сказала выше. Она хорошая. Но! Я бы предложила автору сделать ее еще лучше, добавив союз «и». Неожиданный анжамбеман может придать дополнительный шарм стиху, стать его изюминкой и усилить смысловые акценты (мы уже говорили об анжамбемане в предыдущем топоре, это перенос незаконченной фразы на другую строку). Ну, например:
Градус чувства упал слишком низко и
в темноте растворился маяк.
(образ исчезающего маяка как символа спасения можно толковать как губительное развитие отношений).
Повторюсь, примеры привожу не в качестве образцов, а лишь для иллюстрации того, о чем говорю.

Уповая на бога и искренность,
Упивались вином, да не ведали,
Что глядели на жизнь, капризные,
Но для жизни лишь хуже делали.

На какую искренность? Точнее – на чью: друг друга, божью?...
Тут наблюдаем такое фонетические явление, как зияние – стык двух (иногда и более) гласных. Таких неблагозвучных стыков, чаще – одинаковых гласных, надо стараться избегать. Тут «и_искренность» – легко устранить, заменив хотя бы на «уповая на бога, на искренность».
Почему упивались вином? Вряд ли автор хотел поведать о пьянстве. Вероятно, имеется в виду вино любви.
А если так:
Упивались друг другом, не ведая (или не ведали)…?
Почему делали хуже для жизни? Для чьей опять же? И в двух строках подряд слово «жизнь» мне кажется неоправданным. Может быть, всё-таки «и себе только хуже делали»?

Если вспомнят нас – только шепотом,
Как кошмарный полночный сон.
Стали многим мы горьким опытом
На столетия всех времён...

«Как кошмарный» – неудачный стык согласных, провоцирующий такое заикающееся слипание: «ка-кашмарный». Можно просто поменять местами с «полночным».
«Стали многим_мы горьким опытом» – стык двух «м». Однако тут некритично.
В третьей строке неудачно употреблено слово «многим». Стали многим – то есть стали горьким опытом для многих? Вероятно, что так. Тогда надо подумать, как исправить. А еще можно истолковать, что многим относится к опыту: опытом – каким? – многим (то есть большим, богатым) и горьким. То есть присутствует амфиболия – двусмысленность, неочевидность истолкования. Но разделяющее два этих слова местоимение «мы» говорит в пользу первого варианта.
На столетия всех времен – а могут быть столетия не всех, а каких-то отдельных времён?
Я думаю, в этом катрене речь идет о том, что история лг – красивая, бурная, трагическая… – была предана огласке, как это порой случается, и о ней долго будут помнить.
В принципе, тут можно уже сделать подводку к книге, о которой речь в заключительном катрене. Например:
Мы расплёсканы горьким опытом
по страницам чужих времен.

Мы с тобою – всего лишь два голоса,
Сдавших все рубежи без борьбы.
Я и ты – одинокие подписи
На форзацах у Книги Судьбы.

Два голоса – хорошо. Отношения – это всегда слова, интонации, децибелы от шепота до крика и т.п. Вместо «всего лишь» можно поискать эпитет к голосам. Почему без борьбы? Вероятно потому, что можно было все же уцелеть, спасти отношения. С подписями тоже красиво. Но почему на форзацах – во множественном числе? У книги два форзаца – впереди и сзади. Дарственные подписи, например, ставят на переднем. А тут что получается? Одна чья-то подпись на переднем форзаце, а подпись другого партнера – на заднем? Может быть, всё же на форзаце? Или же я не разгадала финальную задумку автора.

Подводя итоги, хочу сказать, что стих мне понравился. Во-первых, интересен сам замысел. Во-вторых, любопытно следить за тем, как автор его воплотил. Пожелания автору: обращать внимание на фонетику, т.е. на то, как текст звучит (стараться избегать неблагозвучий), аккуратнее использовать инверсии, поскольку они могут играть злую шутку со смыслом, ну и смелее и богаче использовать изобразительно-выразительные средства.
Спасибо всем, кто читает.
Удачи и творческого вдохновения.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

4


Количество просмотров пользователями:   20


Общее количество просмотров:  6081



Другие стихи автора:


Апрелю (акро)
Сайт хиреет? Есть предложение.
Чумазый
Зая
Чайное


Отзывы к стихотворению:  7

Отзыв добавил(а): Токаев  Игорь
Дата: 2022-04-03 16:10:21

Интересно почитать. Интересно узнать, что у меня в стихах есть какие - либо размеры, инверсии... Ну я Вам говорил уже, что терпеть ненавижу правила и теорию. Пишу потому, что хочется писать. Пишу так, как ощущаю сам. Интуитивно, легко, не тормозя на каждом слове. Наверное, это больше сродни тому, как мы интуитивно делаем некоторые вещи, не придавая значения - где, кто и когда нас им учил стоп


На счёт краёв ада. Если визуализировать " круги ада " (есть такая картина), то замысел более понятен.

" Упивались вином " в т.ч. стоит понимать и буквально. Расслаблялись, пили вино, праздновали, прожигали жизнь...ждали, что боженька сам разрулит нашу жизнь, не желая что - то делать ради этого ( " капризные " ).


Про " форзацы " сказать тяжело. Больше имеется ввиду " начало и конец " книги о судьбах двух людей.

Так что вряд ли кто - то меня перекроит " под размеры " , принятые в литературе. Это всего лишь часть меня, которой я никогда не учился, и которая появилась ещё до знакомства с литературой в том виде, в котором с ней знакомы все взрослые люди. Для меня стихи - некий диалог. Не заумный, не слишком витееватый... да стоп

В целом же, бесспорно, всё по делу розаспасибо влюблен

Отзыв добавил(а): Геращенко  Ольга
Дата: 2022-04-03 17:49:01

Спасибо Вам, Игорь, за доверие, за отзыв и пояснения. Вы молодец. Пишите, не бросайте. А с размерами Вы хорошо справляетесь, и не только с ними.

Отзыв добавил(а): Соловьянова  Ольга
Дата: 2022-04-03 17:58:45

Ольга, я внимательно всё прочитала!
Спасибо Вам за сведения по теории стихосложения, за подробный анализ стихотворения.
Чем больше я изучаю теорию, тем хуже получаются стихи.
Отшлифованные и причёсанные они теряют эмоциональность изложения.
Но это моя точка зрения, работая над ритмом, размером, перестала ощущать радость рождения стихов, пропадает вдохновение.
А ведь стихи просто вылетали , а сейчас - нудная и кропотливая работа.
Вам, Ольга, огромное спасибо за ценные сведения! розарозароза

Отзыв добавил(а): Геращенко  Ольга
Дата: 2022-04-03 18:17:43

Спасибо, что читаете и отзываетесь.
Если так трудно даётся размер, почему бы не попробовать себя в верлибре?

Отзыв добавил(а): Матахин  Василий
Дата: 2022-04-04 07:56:41

Коль с рифмою в ладу,
С размерностью и стилем,
То можно на ходу,
А при свечах допилим!
розарозароза

Отзыв добавил(а): Богатырева  Людмила
Дата: 2022-04-05 11:04:23

Интересный разбор стихо!
Сам разбираемый текст понравился сразу.
Неровности при чтении чувствовались, но понимания, что именно " спотыкает " , не было, так как я сама пишу так же, как Игорь Токаев, то есть " по наитию " . И ямб с хореем от логаэда не умею отличать, по - честному заучивала, что есть что из них - ну, не укладывается это в моей голове. Возможно, это знание " сидит " в подсознании и автоматически срабатывает при написании стихов)) Прочитав комментарий Игоря, вижу, что я не одна такая)))
Однако, когда начинаю править тексты своих стихов, эти знания сами собой " всплывают " , помогая выравнивать ритм. Правда, ямб или хорей срабатывают - не всегда определяю, в силу вышеизложенной причины)))
Это отчасти шутка.
Что касается Топоров, то мне импонирует стиль разбора текстов, с подробным объяснением и примерами исправления неровностей в размере.
И, да, " Топор " - товар и штучный, и на любителя)))
Надеюсь, Ольга, серия будет продолжена.
И желаю всем нашим уважаемым Авторам новых интересных стихов. Таких, которые будут достойны не " Топора " , а нажатия при голосовании кнопочки " Рекомендую в лучшие сайта " . Она, правда, так и не заработала, но нажимать её всегда приятно, жаль, не часто пока находятся достойные этого произведения)))

Отзыв добавил(а): Егорова  Ольга
Дата: 2022-04-07 12:57:01

Интересный разбор, с азами теории! улыбается С удовольствием прочитала! И хорошо, что автору понравилось! роза



Добавить отзыв:

(если необходим комментарий к отзыву - поставьте галочку перед ним)

Вы ввели: 0

отзыв автора стихотворения не лимитируется по нижней границе

улыбается   радостно смеющийся   грустный   подмигивающий   сердитый   сбитый с толку   плачущий   поцелуй   ангел   влюблен   роза   удивлённый
бее   дурак   во!   смущённый   стоп   да   устал   смеющийся   показывающий язык   не хулиганить

Посчитайте и введите ответ:






Сopyright © 2008-2024 Все права защищены Ti-Poet.ru
Права на все материалы, представленные здесь, принадлежат их авторам
Ваши вопросы и предложения просим направлять на admin@ti-poet.ru

Информация для рекламодателей

Пополнение баллов
Сообщение Администрации
Письмо Администрации