Вход для пользователей
   Логин
 [ Регистрация ]
   
   Пароль
  [ Забыли пароль ]
   
   
      
На развитие Ты-Поэт:
руб.



Облако тегов


Публикация: 2014-06-21
Раздел: без раздела

Учимся писать стихи.§10

Тиамф! Что значит *Писать по шаблону*? Часть 1

( АВТОР Санди Зырянова)

Случайная реплика к одному из тиамфов заставила меня вспомнить об эффекте Даннинга-Крюгера. Эффект этот является «когнитивным искажением», то есть ошибкой в восприятии. Заключается в том, что чем меньше ты знаешь о чем-либо, тем труднее тебе оценить собственные достижения в этой области правильно, и тем скорее ты почувствуешь, что достиг многого, хотя это совсем не так. Не зная ничего о стихосложении, ты не понимаешь, насколько удачно твое стихотворение, не видишь ошибок. Сильные стороны тоже не видишь. Главная беда, что тебе все твои стихи кажутся сплошной сильной стороной…
Зато автор, который много читал, много знает, развит интеллектуально, подкован в литературе, – этот автор все время сомневается. Ой, я до уровня Пушкина не дотягиваю … И перспективный, талантливый человек держит свои стихи годами под замком, не решаясь их кому-то показать, в то время как невежественный «деятель» тащит свои слезы-грезы-кровь-любовь на всеобщее обозрение, нимало не сомневаясь, что и Даннинг, и Крюгер, и Санди будут просто сражены наповал его гениальностью…
Будем откровенны, друзья. Теория стихосложения придумана нам в помощь. Тиамфы – тоже нам в помощь, они всего лишь пересказ ТС доступным языком. Но главное, что мы с вами можем почерпнуть из ТС в любом ее виде, – это умение здраво оценивать собственные стихи и свое место в искусстве.
И сегодня я хочу поговорить об эпигонстве и неоригинальности. Не банальности в смысле избитых образов или несвежих рифм: в конце концов, многие авторы с очень неординарным мышлением и несомненными способностями к творчеству в начале пути рифмовали сердце с дверцей просто из-за недостатка мастерства. Сегодня я хочу поговорить именно о стихах, написанных по шаблону.
Шаблон №1: эпигонство, то есть явное подражание. Эпигонство следует отличать от плагиата – когда горе-автор сдирает целые строчки, а то и вовсе выдает чужой стих за свой. Нет, эпигон ничего не крадет, он пишет сам… только не рождает новый взгляд или образ, а повторяет чужие.

Я не люблю примазавшихся к славе
Поющих на углах, с огромных сцен
Хрипя искусственными голосами
Про что лишь он, доподлинно умел
Автор не любит самого себя. Знаменитое «Я не люблю» Высоцкого порождает тысячи подражаний. Но, в самом деле, зачем искать свои слова, свое видение, свои образы, если можно взять и использовать чужое? Беспроигрышно ведь? Ан не беспроигрышно, потому что подражательство видно сразу. А теперь посмотрим, удачно ли автор подражает. Во-первых, слишком откровенно. Ладно, спишем на намеренную стилизацию. Во-вторых, пунктуация совершенно убойная, ни одной правильно поставленной запятой. В-третьих, «хрипя про что» – это очень не русский, не правильный оборот. «Доподлинно умел» – это как? Смысл-то понятен, но с точки зрения русского языка сказано неправильно. Как видим, эпигонство не спасает работу, не маскирует слабость твоих стихов, а просто делает тебя еще и эпигоном.

Шаблон №2. Взять популярную тему и описать ее так же, как 100500 раз кто-то до тебя. Это в первую очередь касается стихов о любви, о женщине, о счастье или одиночестве. На СДЛ и в компаниях такие стихи идут на «ура», но искусства в них – ноль, потому что искусство – это творческий поиск, это горение, это выстраданные, прочувствованные, прожитые слова… а не повтор шаблона.

В весеннем таянье зима дерётся,
Но этот день цветами упоён.
Душа к вам женщины так рвётся!
Сегодня каждый в вас влюблён.

Хотим желать лишь удовольствий,
Признания в любви от всех мужчин.
Пусть враг не даст вам беспокойства;
Для войн чтоб не было причин.
Откровенно говоря, эту работу можно анализировать бесконечно… Редко бывает так, чтобы буквально каждое слово стояло не на месте, но у автора получилось. Икт в слове «таянье» смещен, стопность катастрофически нарушена, пунктуация хромает на все четыре ноги, рифмы убоги, не согласованы числа и рода. «Враг, дающий беспокойство»… приносящий на блюдечке? А отсутствие «причины для войны» в свете украинских событий просто смешно: если война кому-то выгодна, она будет развязана, даже если объективных причин и нет. «Хотим желать» – ну так желайте! Вообще «датские» стихи, то есть написанные к определенному празднику, практически никогда не дотягивают даже до среднего уровня. Это – типичная низкохудожественная самодеятельность, но доморощенные пииты с упорством, достойным лучшего применения, суют и суют «хотим вас желать» и «рвется душа к бабам» на сайты и в редакции… А ведь место им – исключительно на личной открытке.

Шаблон №3. Чувства!!! Иммоцыи!!! Проявления эмоций в некотором роде ценятся – ибо очень многие люди лишены возможности что-то почувствовать. Их жизнь настолько сера, бесцветна, лишена ярких впечатлений, что они вынуждены питаться чужими эмоциями. Как вампиры. Поэтому поддержку нередко получают банальнейшие стишата: эмоции же! А у меня-то и таких нет!

За счастья миг и грусти год
За то, что прячешь от невзгод
За бархат кожи, тела дрожь
За солнце ветер и за дождь
За утро, вечер и зарю...
За все тебя благодарю!
Ну, вот они – стихи пралубофф. 100500 стихов, написанных мужчинами, якобы о неземной любви… Ладно, поверим. Только почему во всех стихах написано одно и то же? Нет настоящего чувства, нет индивидуальных примет, нет живых, убедительных переживаний. А есть штампы, стократ использованные другими поэтами. Спасибо, благодарю, твоя красота (бархат кожи /осиная талия/ прекрасные глаза/ кудри/ грудь), ты даришь мне счастье, ты прячешь от невзгод (хорош мужчина, которого надо прятать от невзгод, – понятно, бабоньки? Это мы их, а не они нас, должны защищать!), и даже дождь с ветром ты мне тоже даешь. Главное, ты мне даешь. И женщины это запятеривают с удовольствием: ура, нам сказали спасибо!
Многие читательницы, по-видимому, понимают, что хвалят откровенный бред. И старательно выискивают аргументы: нет, это не банально, потому что от души. Да елки, не душу мы оцениваем, ее с той стороны монитора не видно. Мы оцениваем стихи. И приписывать какую-то «душу» десятку фальшивых, насквозь банальных, шаблонных, штампованных строчек – неправильно. Просто каждой женщине хочется услышать это все не в стихах, а в прозе от собственного мужа, но мужья не для того красивые слова изучали, чтобы жене их говорить…

Шаблон №4. О дивная природы красота! Увы, по-настоящему хорошие пейзажные стихи не так часто встречаются, гораздо чаще мы видим некий набор привычных образов, сравнений, переживаний. Подача одна и та же, основная мысль одна и та же, и автор боится отступить хоть на шаг от привычного и стократ использованного…

Как упоительно вечернее венчанье.
Заря на травы щедро сыпет жемчуга.
Невеста Ночь волнительно -печальна,
Чуть дышит в ожиданьи жениха.
В траве ,вдруг ,робко чья-то скрипка заиграла
За ней вторая... Оживился сонный лес.
И тишину созвучьем наполняя
Цикад оркестр начинает полонез.
Кузнечики и цикады со скрипками попадаются во множестве мультфильмов, росу с жемчугами сравнивают в очень многих стихах, словосочетание «сонный лес» я сама слышала в десятке детских песен. По-взрослому – лес сонным не бывает: ночью выходят ночные животные, и скажите о сонном лесе зайцу, мыши, комару или белке, которых атакуют волки, совы, летучие мыши, рыси и т.п.! Но шаблон потому и шаблон, что не учитывает реальность. Реальный лес вечером прекрасен и опасен, но автор не видит настоящей жизни вокруг, он мыслит напыщенными шаблонами и воображает вслед за поэтами XIX века венчание, невесту-ночь, цикад со скрипочками… Их и воспевает. И все ему кажется волнительно-печальным, потому что душа просит волнения, а повод можно и выдумать.
Но попробуй скажи автору, что эти надуманные «венчанья» далеки от истинной поэзии. Он никогда не осознает, что искусство – в том, чтобы описать настоящую жизнь во всей ее красоте и движении… Но зато всегда найдет кучу оправданий: ах, мои стихи просто не для вас, вы не любите природу, вы меня не понимаете, у нас разные взгляды на жизнь… Да чихать мне на твои взгляды, автор! Напиши так, чтобы я прониклась, чтобы вздрогнула от красоты твоих строк, чтобы они для меня стали откровением, – и тогда я скажу «здорово». А пока ты не в состоянии отличить верлибр от обычного, но плохо выдержанного 6-стопного ямба, а банальщину – от «своих взглядов», разговора не получится.

ДОРОГАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА! ВАША ПРОФЕССИЯ КРИТИКА СЕЙЧАС НЕ НУЖНА. В НАШЕ ВРЕМЯ СТИХИ ИЗДАЮТСЯ ЗА ДЕНЬГИ. И НАПЕЧАТАЮТ ВСЁ, ЧТО ПРЕДОСТАВЛЮ Я В ИЗДАТЕЛЬСТВО. ЛИШЬ БЫ ЗАПЛАТИЛА Я ДЕНЬГИ ЗА ИЗДАНИЕ. А ПОТОМ ВЗЯЛА ВСЁ ИЗДАННОЕ И САМА ПРОДАВАЛА.
И НИКТО НЕ БУДЕТ СПРАШИВАТЬ ВАШЕ МНЕНИЕ: НРАВЯТСЯ ВАМ МОИ СТИХИ ИЛИ НЕТ.
А КУПЯТ ИХ У МЕНЯ МОИ ТОВАРИЩИ, ДРУЗЬЯ, ПОКЛОННИКИ И ПРОСТО ЛЮДИ, КОТОРЫЕ МЕНЯ УВАЖАЮТ И КОТОРЫМ НРАВЯТСЯ МОИ СТИХИ.
Из комментариев

Вот такие вещи иногда «толкают» наши авторы. Я не буду объяснять, что литературная критика – обязательная часть литературного процесса, творчества. Не буду также объяснять, что «паэт», пишущий «стехи» только для друзей-приятелей, поэтом не является. Настоящее творчество – всегда в Пустоту, или проще: в Вечность. А друзья нас в любом случае похвалят, ибо друзья… Поэтому, ребята, если вы считаете, что достаточно заплатить денюшшко – и вас издадут, а качество стихов не важно, уходите. «СДЛ» – не единственный ресурс, не надо его поганить больше, чем уже испоганили. Ни за какие деньги не купишь таланта. Никогда слава не придет к тому, кто пишет плохие стихи. И если вам плевать на читательское мнение, то читателям – кроме ваших друзей – будет глубоко наплевать на ваши стихи…
А всем остальным предлагаю выйти из-под действия эффекта Даннинга-Крюгера и учиться здраво оценивать свои творческие достижения. Поверьте, это не так уж сложно!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Количество просмотров пользователями:   21


Общее количество просмотров:  997



Другие стихи автора:


Учимся писать стихи.§11
Разбор полетов.
Разбор полетов-2.
Комсомолка Тома.
Город-беспредметность.


Отзывы к стихотворению:  14

Отзыв добавил(а): андрей  перец
Дата: 2014-06-21 17:21:30

а я Ведьмочка,кого-то копирую,как вы думаете? мне важно ваше мнение,ведь я профан. улыбается

Отзыв добавил(а): Аль  Фернис
Дата: 2014-06-21 19:10:35

Я думаю, шо ты не е русский. А значит, тебе трудно по любому.
Ведьма не разговаривает, она тоже от вас пишет же?
И Зырянова - тоже.
подмигивающий

Отзыв добавил(а): ЛЯПИС - ТРУБЕЦКОЙ  АЛЕКСАНДР
Дата: 2014-06-21 19:11:20

нет самый неуч на сайте я улыбается

Отзыв добавил(а): Аль  Фернис
Дата: 2014-06-21 19:35:17

Если б только это, достаочно было бы и взгрустнуть, а так и взбеднуть приходиться..

Отзыв добавил(а): Аль  Фернис
Дата: 2014-06-21 19:12:30

Ой, да ладно! Теория есть, но она неполноценна и для теоретиков. Да ещё часто, есть подозрение, тащилась подражателями вместе с терминами из другого языка. И поэтому разные приёмы для нашего стиха называются одинаково, а схожие разными терминами – иди позаучивай вместе с их языком! Голову поломаешь, а время не вернёшь.

Но есть же ещё снятие стиля? К комбинации "ритм + длина строки" автор текста отношение имеет оч условное. (А к построению версий зависимости, которые кто-то, по недопониманию, засчитает и для себя жёсткой формой в багаж, имеет. Да, и чёрт с ними, я-то кто?)

Вот тренировка снятие стиля с темы Высоцкого "ритм-длина"
адр#ti-poet/stih.php?b=229571
Вот ещё больше модификат.
адр#ti-poet/stih.php?b=242669

Это не относится ни к первому, ни ко второму определению, а вполне корректно.
Слово "хрипя" имеет два контекста продолжения в речи, а в стандарте, что узаконили, меня не касается. Так можно иностранцев посадить издавать законы, как говорить и писать, и доломать язык к чертовой бабушке. Что и происходит, уверяю!
Какой русский будет избегать или удалять букву Ё, не знаешь? Вот те и установочка, не имеющая к действительности никакого отношения.

Доподлинно - точно, достоверно – уверяет Ефремова. Слово не вышло из речи, как слова вежды и ланиты и так далее, а применение его и остаётся таким. А кто опять решает-то? Мне это понятней звучит, чем когда бьют пушкинским жаргоном, будто вызубрили язык за границей. А часто так и есть!
Я уже сомневаюсь в твоей национальности и/или здравомыслии. Марусин не спасёт, он ко мне в индульгенции прописался, добровольно.
К тому же он украинец, как и Санди, кажется.. А я – нет, и словари ваши не читал.
Слушай, а чего это Санди отказалась от дуэли, если лезет в рейтингисты и типа элиту? Человек же засомневался, как и я? И всех назвал, вежливо, шестёрками.
Я б тут тоже отказался от большинства рейтингистов, но объяснив и послав. А тому б я ответил. Всё нормально рисует да ещё и даёт ключ, который сам и может патроном схлопотать. Не, если б на меня так, я б ему-то наступил на пюпитр. Такой интерес не упускают ради стаи, спасая круг карьеристов, видать.

Выстраданное может быть сделано и за 15 минут, Ведьма. А вот, какая стая соберётся или откажется поддерживать важно шакалам, а не волкам.
Теперь ЗЫ демонстрирует своё знание теории стиха бракованной и первобытной, на мой взгляд. По ней только путать, если даже и штудирующие эту теории не согласны со своими же – привести цитату знатока, я её специально храню на одном сайте, как отзыв конторскому снобу, чо затух моментально?

Про датские стихи согласен полностью. Хороший ярлык и по делу!

Хорошая цитата отзыва торгашки стихами. Но критика на несостоятельную критику должна же тоже быть? И мне плевать на старые книжки и иностранца, если живой язык не ими и регламентируется, пока русские живые есть.
А стихи - это не мёртвая трансляция и не стилизованное кем-то под пушкинские кладовки или чего ещё поубожественней.

Нет. Если люди не могут что-то почувствовать, им достаточно и банального описания эмоции, буквальными словами и тупо в лоб, чтобы об пол размазало. Эта демонстрации всегда сильна массовостью тут, как и приверженцами.

А человеку, не догадывающемуся до каких-то других моментов, достаточно для своего мнимого веса только повторить ошибки чужих предположений писания стиха, скажем, столетней давности. Это уже о вас.

Поверь, думать своей головой, а не чужими нестыкующимися фрагментами и ошибками - тоже просто.
А мне будет надо, для выразительности, я применю и албанский, как и Марусин.. и никто мне не указка, никакой приверженец гаек с левой резьбой.

Отзыв добавил(а): Ветренная  ведьма
Дата: 2014-06-21 19:33:34

Вот, за что я вас люблю Фернис , так это за ваши пламенные разглагольствования, за неравнодушие к судьбам русского слова. Да, хранит вас великий Ктулху.

Отзыв добавил(а): Аль  Фернис
Дата: 2014-06-21 19:37:05

Я на таки штуки и не надеюсь уже, с детства.. да

Отзыв добавил(а): андрей  перец
Дата: 2014-06-21 21:37:33

я вас тоже люблю за разглагольствывания улыбается

Отзыв добавил(а): Аль  Фернис
Дата: 2014-06-21 21:48:29

Я вас - нет, ибо вы не исренны - дважды, по написанию этого слова мной.
А контекст ответов я понимаю лучше вас и без пяти лет тунеядства на шпаргалках и Клинском..

Отзыв добавил(а): Токарева  Ирина
Дата: 2014-06-22 04:58:25

Я всё жду, когда же найдут все критики и критикессы хоть
один хороший стишок. Здесь, на этом сайте.
И разберут его с " плюсовой" точки зрения
Вот, мол, это автор смог, этого достиг, в этом преуспел.
Учитесь, леди и дженьтильмены. Читать всё это, возможно, нужно, но ведь и в самом тексте есть ошибки ... Так что, сказка продолжается)))

Отзыв добавил(а): Аль  Фернис
Дата: 2014-06-22 09:53:46

самокритичность дисциплинирует больше, чем всеядность.. а грамматика - это отдельная песня и неоднозначная.
Я застал тут таких образованных, когда говоришь что-то, а тебя не слушают и тут же хохочат над запятой. Напоминает тебя, только в более циничной версии. Теперь приёмы подавления изменились, видимо грамматика не многим доступна из желающих кучковаться..
А хочешь помогать объясняй что-нить доходчиво, если уверена и правила опять не поманялись сверху. Вот, и будет с тебя, хоть, польза.
Но это ж трата времени на других? А кому это надо, да? Никому.. все на себя только..

да

Отзыв добавил(а): Nobari  Olga
Дата: 2014-06-22 11:30:20

Согласна с Токаревой Ириной) подмигивающий

Отзыв добавил(а): андрей  перец
Дата: 2014-06-22 07:27:57

легко,Ирина - "Мальчик и Создатель",не помню кто написал,по-моему его уже нет на сайте.сейчас поищу ради интереса,просто он мало стихов выложил в 2011.

Отзыв добавил(а): Нугманов  Азамат
Дата: 2014-06-22 17:41:05

Спасибо улыбается



Добавить отзыв:

(если необходим комментарий к отзыву - поставьте галочку перед ним)

Вы ввели: 0

отзыв автора стихотворения не лимитируется по нижней границе

улыбается   радостно смеющийся   грустный   подмигивающий   сердитый   сбитый с толку   плачущий   поцелуй   ангел   влюблен   роза   удивлённый
бее   дурак   во!   смущённый   стоп   да   устал   смеющийся   показывающий язык   не хулиганить

Посчитайте и введите ответ:






Сopyright © 2008-2025 Все права защищены Ti-Poet.ru
Права на все материалы, представленные здесь, принадлежат их авторам
Ваши вопросы и предложения просим направлять на admin@ti-poet.ru

Информация для рекламодателей

Пополнение баллов
Сообщение Администрации
Письмо Администрации