Мартине Ольшевской
Казалось бы: что между ними общего?
Один, старший, "преодолевал" литературу, как мог и умел, пытаясь СКАЗАТЬ СЕРДЦЕ - и в этом видя назначение литературы вообще; другой, младший, был как бы самим воплощением литературы, "моделистом-конструктором", строившим свои романы из отдельных кубиков или выкладывая из бисера, не чуждаясь литературной и интеллектуальной игры, нередко водя читателя за нос и находя в этом известное удовольствие.
Каждый, знакомый с творчеством названных авторов, внимательно перечитав мой предыдущий абзац, увидит, что кое-что ОБЩЕЕ в этих характеристиках всё-таки есть - и даже, пожалуй, они как бы перетекают друг в друга, хотя и с разными оттенками и тонами; или даже - с разными полюсами.
Как бы ни было, но именно на этих двух фигурах всё держится в Русской Литературе (и Философии) ХХ века.
Да, думаю, будет держаться и дальше.
Со всеми частными и значительными дополнениями: в Цветаевой, Булгакове, Губанове, Бродском, даже Высоцком.
Но КЛЮЧЕВЫЕ фигуры - это, конечно, Розанов и Набоков.
И наши личные вкусы здесь никакой роли не играют и погоды не сделают точно.
Розанова не стало в начале 1919-го; Набоков тогда только-только начинал.
Иными словами: Розанов не знал писателя Набокова и знать не мог.
Набоков, хотя и знавший Розанова-писателя, практически нигде о нём не упоминает - кроме мимолетной, но чувствительной шпильки в "Даре", называя его "блаженненьким мещанином", как бы перенося Василия Васильевича во времена Чернышевского.
Думаю, Розанов такому определению только обрадовался.
МЕЩАНИН ВО БЛАЖЕНСТВЕ - да это идеал Розанова-семьянина!
И всё же.
Что за странный игнор?
Отнюдь.
Не игнор, а скорее пощада не мОгущего ответить ему Розанова.
Если хотите: признание так.
А Набоков, будь он глупее и мельче, мог бы "изъязвить" Розанова как никто другой.
Ибо как бы "было за что".
Дело в том, что Розанов по простоте душевной не раз позволял себе очень нелестные пассажи или стрелы (например, в "Опавших листьях") по адресу ОТЦА Набокова, которого сын Набоков боготворил и нередко, как бы "подчищая" за Розановым, стилистически правильно возвышал (или даже мифологизировал).
Владимир Дмитриевич Набоков-отец был в России фигурой очень известной, хотя и не в литературе.
И я представляю, ЧТО сделал бы В.В. Набоков с ЛЮБЫМ ДРУГИМ ПИСАТЕЛЕМ, позволявшим себе подобные высказывания по адресу В.Д. Набокова.
Но только - не с "блаженненьким мещанином" Розановым.
Почему? Только ли из благородного прощения давно ушедшему старику его блаженные мещанские глупости?
Нет.
Просто Набоков отлично понимал, КТО ТАКОЙ РОЗАНОВ НА САМОМ ДЕЛЕ для России и Русской Культуры В ЦЕЛОМ.
И марать себя дубовой "сыновней местью" не захотел и не стал.
Смирился.
Смолчал.
Признал в Розанове предшественника истинного, а возможно (именно так!) - и своего духовного ОТЦА.
|