Галич старше Высоцкого на поколение, но писать свои песни они стали практически одновременно: в начале 60-х годов.
Раньше Галичу было не до песен: преуспевающий во всех отношениях советский холуй (последнее определение - самим Галичем себя тогдашнего).
А потом человека и артиста словно подменили.
"Оттепель" оттепелью, но ТАК измениться... это похоже на начала метанойи истинной, хотя тогда еще и иудейского, а не христианского плана и чувства. По крайней мере - искренней.
Что до Высоцкого, то он менялся, конечно, в процессе жизни и творчества, но не так резко и бесповоротно, а естественным путем эволюции и отбора, как сказал бы Дарвин.
Своим духовным отцом Высоцкий называл Окуджаву, а не Галича.
И уж конечно не ровесника Визбора, к слову сказать, начавшего исполнять свои стихи под гитару раньше всех: раньше Окуджавы, Галича или Высоцкого.
Окуджава впервые СПЕЛ свои стихи в 1954 году, Визбор - в 1952.
Для сравнения: Галич - в 1959, Высоцкий - с 1956 - чужое и с 1961 года - своё.
Сравнивать Галича и Высоцкого в плане песенного творчества можно, но не это определяет "стиль" их отношений.
Только скажу, что Высоцкий несравненно более разнообразен в тематике своих песен; зато Галич более пронзителен в гражданской (не путать с любовной) лирике, более едок в социальной сатире, наконец, совсем почти недосягаем в "Кадеше" или "Русских плачах".
Недосягаем для нас с вами.
Но не для Высоцкого.
Противопоставшего названным шедеврам Галича совершенно иное: например, "Балладу об уходе в Рай", вообще весь цикл КАК БЫ для "Бегства мистера Мак-Кинли", а чуть позднее - "Историю болезни", "Пророков", "Купола", "Зодиак" и многое еще.
И тут уж кому что ближе или роднее.
Лично мне нравятся и тот и другой почти одинаково.
Просто Галич ВЗРОСЛЕЕ. Старше.
И его цикл "На реках Вавилонских" или "Письмо в 17-й век" (из цикла "Серебряный бор") или "Песня об Отчем доме" или "Когда я вернусь" или "Псалом" или "Литераторские мостки"... это, конечно, не юный (в душе) Высоцкий в "Пожарах" якобы Украины 1920 года.
Что у них было общего и что разнилось?
Оба не любили КСП.
Галич в "Прощании с гитарой (Теоретический романс)" о всех этих приятных бородачах в палатках и штормовках сказал, например, следующее:
Романтика, романтика
небесных колеров.
Нехитрая грамматика
НЕБИТЫХ ШКОЛЯРОВ.
Достаточно. В этой строфе - ВЕСЬ КСП тогдашний и нынешний.
Высоцкий тоже с ними не очень ладил.
Ни с Визбором, ни с Кукиным (особенно), ни с Городницким.
Просто - не принимал их всерьез.
Прав.
Высоцкий - даже в своих самых "горных" или "морских" песнях - далеко не КСП.
Это у них с Галичем было общее.
Остальное - разнилось.
Разнилось до такой степени, что примерно с 1970 года Высоцкий бы уже предпочел общению с Галичем Юрия Кукина.
Почему?
Галич называл Высоцкого "баловнем судьбы и особенно Страны Советов" (прав) и отнюдь не считал его сколько-нибудь серьезным поэтом вообще (здесь неправ абсолютно).
Высоцкий в долгу не оставался и обвинял в том же Галича (видимо, припоминая тому его жизнь ДО 1959 года).
Словом, они были в перманентной ссоре, друг друга в упор не видели и никогда не встречались.
Справедливости ради скажу, что Высоцкий всё же иногда исполнял песни Галича на квартирах (а этого делать невозможно без искренней симпатии к "конкуренту"); Галич песен Высоцкого - не пел никогда.
Собственно, это всё.
Последний штрих: когда Галича не стало, Высоцкий дал закрытый "квартирник" его памяти и даже(!) однажды упомянул совершенно запрещенное к 1977 году имя Галича на одном из своих больших концертов.
...Много лет спустя дочь Галича и сын Высоцкого "встретились и поговорили".
Надеюсь, их беседа окончилась мирно, ибо "Ромео и Джульетта" живы до сих пор.
ДОБАВЛЕНИЕ 2014 ГОДА
...Прошли еще годы.
О Галиче упоминают на ТВ редко и нехотя.
Юлий Ким со своей передачей "Памяти Галича" однажды.
Больше как-то и вспомнить некого и нечего.
Высоцкого - каждый год показывают в День рождения или смерти, и на "Своей колее" - и тоже регулярно - поют его песни знаменитые певцы и певицы. Или даже не знаменитые (что особенно ценно, ибо искренне, а не "для плану").
Плохо ли это? Да очень хорошо.
Галича и при жизни слушали 10 000 человек НА СТРАНУ; Высоцкого - слушала ВСЯ СТРАНА.
Так что это как бы естественно.
Да и МАНЕРА ИСПОЛНЕНИЯ у них несравнимая: отточенный артистичный Высоцкий; и с грехом пополам аккомпанирующий себе на гитаре Галич. Да голос. Да внешние данные.
Здесь уж никто не виноват.
Интереснее другое: Высоцкий и вообще "шестидесятники", ЧАСТО БЫВАЯ ИЛИ ДАЖЕ ЖИВЯ ЗА ГРАНИЦЕЙ, упорно делали вид, что никакого Солженицына с его обжигающими книгами - нет и, прошу заметить, не было.
И жили словно на Луне.
Ибо человек, прочитавший в то время хотя бы только "Архипелаг ГУЛаг", РЕЗКО НЕ ИЗМЕНИТЬСЯ БЫ НЕ СМОГ. В том числе - и в творчестве своем.
Высоцкий же, повторяю, ровно эволюционировал (иногда скатываясь в провалы, что при таком образе жизни тоже естественно) - и только.
Как ни в чем не бывало.
И всё так же искренне скорбели по поводу "непринятия в МАССОЛИТ" или "отсутствия публикаций". (А "Бодался теленок с дубом" А.И. уже вышел в Париже.)
"Хоть кол на голове теши", как говорится.
Да просто: Высоцкий и другие - люди СВОЕГО СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ И МИРОВОСПРИЯТИЯ; Галич в лучших (то есть прежде всего именно в лирических, а не тотально обличительных, хотя и смелых, даже отчаянных) вещах - ВНЕ ВРЕМЕНИ точно.
ВНЕ ВРЕМЕНИ и многие (именно многие) баллады Высоцкого.
Но как бы несколько иначе вне времени.
Высоцкий ничем не рисковал; Галич - рисковал жизнью - и не только своей. Каковых жизней их с женой в конце концов и лишили.
А это - несколько иной коленкор.
Еще: Галич накануне отъезда (скорее эвакуации) из СССР принял Святое Крещение; Высоцкий - так и не сподобился сего до смерти.
А Крещение водою и Духом - это не "обряд", как полагают атеисты, но Великое Таинство Христа и Церкви как:
а) прощение ВСЕХ грехов, совершенных ДО и
б) перемена вектора внутренней жизни, некое заострение в небо.
Наконец,
в) совлечение с себя "ветхого человека" и начало НОВОГО.
Конечно, это дело сугубо личное.
Но не сказать об этом нельзя, просто нечестно.
Царствие Небесное им обоим.
Вечная память двум большим и таким разным поэтам России и нашей личной любви.
Аминь.
|
|