Одна вновь прибывшая дамочка, утверждающая, что пишет якобы верлибром и прилагающая справку об окончании лит.института, рассылающая направо налево экспромтики и зеленые пальцы, как- то меня спросила, а кого бы Вы советовали здесь читать? Хотя, как мне кажется, она уже с этим вопросом давно определилась. Нашла авторов, соответствующих ее пониманию о высоком искусстве. Но, сейчас не об этом. Поговорим о верлибре.
Что же это за зверь такой? Многим кажется, что писать верлибром очень просто. Пиши себе все, что в голову взбредет, не соблюдая ни размеров, ни формы, ни прочих стихотворных законов. Ведь, он на то и свободный стих. Даже в столбик не обязательно компановать. Вот наслушается автор подобной галиматьи и начинает выдавать перлы и ,, пожалуйста, ко мне без претензий. Я же пишу верлибром.,, Извините, но ваша бесформенная масса нагромождений еще не верлибр. Кажущаяся простота тяжела в исполнении. Верлибр писать гораздо труднее, чем зарифмовывать ямб- хорей в более менее устойчивые столбики.
Во первых верлибр , как и любой другой стих , должен легко читаться, значит , надо следить за правильностью и плавностью изложения, должен звучать- значит, нужно следить за созвучием в тексте, должен соблюдаться размер или соразмерность, хотя официально стопности здесь и нет. Средства художественной выразительности тоже в верлибре никто не отменял( эпитеты, метафоры, фигуры речи), есть и другие подводные камни . Итак, верлибр- это не хаос, не зарифмованная проза, это один из вариантов поэтического письма. А сейчас примеры.
----
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.
Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.
Всё это было немножко досадно
И довольно нелепо.
Впрочем, она захотела,
Чтобы я читал ей вслух Макбета.
Едва дойдя до пузырей земли,
О которых я не могу говорить без волнения,
Я заметил, что она тоже волнуется
И внимательно смотрит в окно.
Оказалось, что большой пестрый кот
С трудом лепится по краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.
Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески.
6 февраля 1908
Александр Блок
”
“
Молодые девушки похожи лицом
на небо,
на ветер,
на облака.
Потом из них получаются
верные жены,
лица которых похожи
на дома,
на мебель,
на хозяйственные сумки.
Но их дочери
вновь похожи лицом
на небо, ветер
и весенние ручейки.
Арво Метс
|
|