Облако тегов
|
|
|
|
|
|
БАРДЫ (АРТИКЛЬ К "ЭНЦИКЛОПЕДИИ ВЫСОЦКОГО") | |
| |
СТЕРЖЕНЬ ТВОРЧЕСТВА:
Галич - социальная сатира и обида на свое время, лиризм и пафос заступника еврейского народа.
Визбор - радость бытия.
Окуджава - воздушные потоки мира и тепла души.
Высоцкий - энциклопедия советской жизни, зрение и "эффект микрофона" в себе.
Башлачев - небесное устроение язычества и попытка прорыва к истокам русской христианской культуры.
______________________________________________
Собственно, это всё. ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ - ВСЁ.
Но поскольку речь у нас идет об Артикле к Энциклопедии, то для полноты картины я продолжу. Сразу оговорюсь, что одной фразой я выражаю здесь именно СТЕРЖЕНЬ творчества, не вдаваясь в частности. Разумеется, в статьях Энциклопедии Высоцкого все названные здесь авторы будут тщательно разобраны и представлены подробно.
Ю.Ким - история смеха над людьми с невысокой колокольни советского юмора, лиризм "настоящего полковника" запаса.
А.Дольский - самшит и яшма увлечений (хоббизм).
А.Городницкий - природа зимнего земного.
Ю.Кукин - пропаганда заведомо невыгодных условий существования.
А.Розенбаум - принципиальное угождение публике средствами музыки и нехитрых словесных клише (из разных областей).
М.Щербаков - плотская любовь.
О.Митяев - зарисовки на уроке природоведения, лиризм массовика-затейника с гитарой.
А.Макаревич - мир людей в оковах атеизма.
Б.Гребенщиков - блоки словесного месива мира.
"Умка" - автостопный блюз мироощущения человека играющего (движение хиппи).
А.Григорян - пристальное исследование нервной ткани Совдепии.
И.Кормильцев и В.Бутусов - запас энергии (псевдорелигии) отпавших от Христа.
Ю.Шевчук - однообразие души и мысли, или По направлению к БАМу.
В.Цой - лепет самовлюбленного десятиклассника, заснувшего над томом Ницше.
К.Никольский - лиризм врача на пенсии (в таверне при гостинице).
Е.Летов - безжалостный ("троек" НКВД) суд над всем и вся; лиризм влюбленного в Апокалипсис и активно его призывающего.
Я.Дягилева - плач по неудавшейся (и недодаденной) любви.
_______________________________________________
Что касается таких авторов (ну, пускай с нелепой приставкой "рок"-) как Градский, Науменко, Сукачев, Романов, Шахрин, Кинчев или Ревякин, то, мне кажется, никакого особенного творческого стержня у них нет: это амальгама впечатлений от услышанной западной музыки.
Авторы одной песни:
М.Анчаров - "Стою на полустаночке..."
В.Егоров - "Мы купались в неглиже..."
Д.Сергеев - Колоколенка
Ю.Лоза - "Плот" и "Мне уже многое поздно..."
М.Клячкин - "Девочка рисует домА..."
И.Тальков - Чистые пруды и Песня о России
В.Долина - "Не пускайте поэта в Париж" и "Мой дом летает"
_____________________________________________
За кулисой бардовского мира:
А.Новиков - ритмизованный кабацкий треп (за исключением 2-3 песен в стиле "памяти любви").
В.Асмолов - смешки и слепки у замочных скважин перемен (лиризм досрочно освободившегося урки).
В.Токарев - то же, что и Новиков, только не на свердловской, а на псевдоэмигрантской почве.
____________________________________________
Особый строй души и веры:
Иеромонах Роман (Матюшин) - плач о себе.
Иерей Олег Скобля - мачизм и упования священника прихода (кроме песни про Афон - искренность любви к мирскому).
______________________________________________
Лучшие ИСПОЛНИТЕЛИ авторской песни:
Сергей Никитин (соло),
Жанна Бичевская.
_______________________________________________
КУЛИСА ВЕРТИНСКОГО
На мой взгляд, А.Вертинский - это не бард (в привычном значении этого слова), это скорее авторский театр в одном человеке: где песни - не столько песни (даже в технике исполнения), сколько РОЛИ, некий сценарный ритмизованный эскиз, что ставит автора и исполнителя в совершенно особое положение: возрождение древнего игрового жанра театральных признаний в любви.
_______________________________________________
...Вот и все. Все остальное - мельче
или просто незнакомо мне.
Многовато для любой из женщин
в этой невнимательной стране.
Ибо для кого поются песни?
И кого же выберет ОНА?
(Назовем ЕЕ Любимой Вестью,
чье святое дело - сторона.)
Целая эпоха промелькнула
под словесный этот перебор:
то от смеха падая со стула,
то заплакав прямо на мотор.
И бродили редкие поэты
посреди магнитофонных лент,
что крутили наши кабинеты,
словно карусели детских лет.
Звуковая гамма предложений,
жалобная книга-гитарист,
ты не заглушала только Женю
и Андрюшу - стадионный твист.
Остальные люди без гитары,
как и без театров-протеже,
собирали горние нектары
на своей рыдающей душе.
Их осталось двое или трое,
что-то написавших под шумы
бардовской безудержной гастроли
без тюрьмы и даже без сумы.
Барды, барды, карты или нарды,
парты, фанты, табакерки, трап...
Бедная страна моя по факту
бардовской культуры-баобаб.
Пусть поэты: Леонид Губанов,
Николай Рубцов и Эмигрант,
ставший поколением туманов,
надиктуют бардам стиль баллад.
Ну, а если те их не услышат,
не заметят под бренчанье струн,
пусть стихотворения колышат
занавески наших сольных дум.
В шелесте страниц живого слова -
без аплодисментов, как-нибудь,
лучше различается основа:
Истина и Жизнь и даже Путь.
Только вот загвоздка: на кассетах
бардовской поэзии ПЯТИ
тоже проступает Ангел Света
в Истине и Жизни и Пути.
Так в пандан к главенству входит первый
и последний искренний слуга,
словно к Дон Гуану - Лепорелло
и Кощею Смертному - Яга
Галича... и госпожа Елена
с полотна Вермеера любви
говорит стихами откровенно
о поэте русском на мели.
Все прекрасно. Все неоднозначно.
И гитара плещется порой
о весьма ответственных задачах,
вставших, как церковный аналой,
перед всей культурой Ренессанса -
наших душ на каждом рубеже...
Бардовская Выставка Романса
по Одной Единственной Душе.
P.S. А духовных песнопений звуки
замирают в горней синеве,
словно гуттаперчивые муки
по одной единственной семье -
вовсе не по осени и лету
подвигов и просто бытия,
нет, сие тоска по белу свету,
светлая и темная моя...
_____________________________________
N.B. Выражаю признательность Людмиле Богатыревой - за указание на Песню о России Игоря Талькова, а также Anatole - за напоминание о Веронике Долиной, без имени которой Артикль был бы неполным.
Что до Александра Суханова (замечание Ирины Русиной),
то, честно говоря, я затрудняюсь как-то его охарактеризовать. Насколько я знаю, песен НА СВОИ СТИХИ у него практически нет. А Энциклопедия Высоцкого предполагает разбор АВТОРСКОЙ песни, а не исполнительского мастерства, пускай и бесспорного. SIC.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
|
8 |
Количество просмотров пользователями: 21 Общее количество просмотров: 1268
Может, так, может, как-то иначе...
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ (ЕВГЕНИЮ КРАВЦУ)
КОРОЛЕВА ПРАЙМ-ТАЙМА
ПРАВОТА И ЗАБЛУЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ ЦВЕТКОВА
ОНА ЖИЛА В ДЕРЕВНЕ
|