Вход для пользователей
   Логин
 [ Регистрация ]
   
   Пароль
  [ Забыли пароль ]
   
   
      
На развитие Ты-Поэт:
руб.



Облако тегов


Публикация: 2021-08-02
Раздел: думы

Топором по написанному пером N 4.

Итак, Топор пока в силе, поэтому продолжим.
Предлагаю прочитать и обсудить стих Татьяны Дадабаевой «Октябрь».
Осенне-депрессивная тематика нашла в данном случае воплощение в пейзажно-психологической зарисовке.
Размер (дактиль, 4/3-стопный) выдержан идеально.
Рифмы неплохие. В трёх катренах заблудилась лишь одна грамматическая: предрассветная - беспредметная.  Если автор решится на доработку стиха – безусловно, придумает, как её избежать.
Пару слов о пресловутой грамматической рифме.
Под ней понимается рифма, содержащая слова, принадлежащие к одной и той же части речи в одинаковой грамматической форме.
Конечно, она не запрещена. И очень трудно обойтись вовсе без неё. Но такая рифма, особенно глагольная, по праву считается самой лёгкой. И если автору удается максимально её избегать, это говорит о его мастерстве. Вы можете сколько угодно утешать или оправдывать себя, приводя в пример Пушкина. Но не забывайте, что поэзия, как и любая другая сфера деятельности, в том числе творческой, в течение двух последних веков не стояла на месте.

Вернемся к рассматриваемому тексту.

Город безлюдный... Пора предрассветная...
С черного хода войдя,
Бросила с неба печаль беспредметная
Мелкую сетку дождя. 

  Мне нравятся две первые строчки, они сразу расположили к себе. Пожалуй, я убрала бы многоточия в первой строке. Если честно, я сама ими грешу, но даже при моей к ним любви тут они кажутся лишними. «С чёрного хода войдя» - для меня понятный, оправданный троп. Причём я вижу тут двоякий смысл: с одной стороны - незаметно, с другой - под покровом темноты (ночи). Единственное, посмотреть с точки зрения значения: может, не войдя (-попасть внутрь), а зайдя?
А вот следующие две строчки – на фоне предыдущих – простоваты. Бросить с неба мелкую сетку дождя – достаточно прямолинейно и не ново. Чтобы не снижать градус образности, я бы посоветовала автору поискать. Например, заменить сетку на вуаль, муар, фатин или что-то еще подобное, подобрать соответствующий эпитет (легкий, тонкий и т.п.). И, конечно, не бросать его с неба – придумать другое, более образное, действие (кутать плечи или еще что-либо или кого-либо, укрываться или укрывать что-то и т.п.).
Чужеродным тут мне кажется слово «беспредметная», но это некритично )

 Долгою ночью и сном искаженные,
Стынут в проемах окон
Серость и сырость - печаль обнаженная,
Осени жалобный стон. 

  Этот катрен значительно слабее предыдущего.
Второй раз появляется печаль.  Это не украшает стих. На художественный приём никак не тянет, а значит говорит о скудости лексикона. Либо заменить синонимом, либо - лучше - вообще подумать над другим образом. «Долгою ночью и сном искаженные» - не знаю, не настаиваю, но я бы, если уж искажала, то чем-нибудь одним. Про окончание –ОЮ напишу ниже. «Стынут в проёмах окон» придется заменить из-за неверного ударения в слове "окон". Далее тут получается, что в проемах стынут серость, сырость, печаль и стон. Не многовато? Я бы оставила печаль (или тоску, или что-либо ещё, чтобы не повторяться) и стон, соединив их в одно целое.

В качестве примера:
Серой палитры тона приглушённые
Желтым разбавив листом,
К ветру прильнула тоска обнажённая –
Осени жалобный стон.

И последний катрен, завершающий картинку аккордом одиночества:

Глядя на мир с удивленной обидою,
От тишины онемев,
Стынет безропотно, кем-то забытая,
Кукла на мокрой скамье...

  Прежде всего, тут две достаточно распространенных ошибки.
Первая – несогласованность окончаний существительного и прилагательного: удивленнОЙ обидОЮ. 
Правильно: или удивленнОЙ обидОЙ, или удивленнОЮ обидОЮ.
Кроме того, вот эти окончания  -ОЮ (удивленнОЮ, красивОЮ, обидОЮ, мнОЮ, тобОЮ и т.п.)  многими воспринимаются как втычки для заполнения ритма.  Нет, я не хочу сказать, что так писать нельзя, и сама без этого не обхожусь.  Но задумываться  необходимо, если есть желание совершенствоваться.
Вторая ошибка – это неудачная синтаксическая конструкция, которая влечет за собой двусмысленность или другие нежелательные последствия. В строке «Стынет безропотно кем-то забытая» - непонятно, к чему относится наречие «безропотно». Безропотно стынет или безропотно забытая? Запятая после "безропотно" тут не спасает ситуацию и с точки зрения пунктуации просто не нужна. И потом, дорогие авторы, вы часто забываете об одной важной вещи: помимо стиха, написанного на бумаге, есть стих звучащий. Пожалуйста, читайте свои стихи вслух, тогда многие ваши огрехи станут вам слышны. На мой взгляд, здесь наречие можно заменить на какой-либо интересный эпитет к слову «кукла» (например, несчастная).
Кроме того, стынет по отношению к кукле, согласитесь, не слишком хорошо. К тому же у автора во втором катрене уже этот глагол использован. Намного лучше «мёрзнет», а можно и еще поискать.
"От тишины онемев" - по-моему, неубедительно, тем более что в стихе мы наблюдаем не тишину, а жалобный стон. Я бы подумала, чем тут заменить тишину.

Резюме. Работа, несомненно, интересная. Очень привлекательна образность.  Несколькими мазками автору удалось создать настроение. Я бы очень рекомендовала устранить имеющиеся недочёты, стих того сто́ит.


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

3


Количество просмотров пользователями:   19


Общее количество просмотров:  2371



Другие стихи автора:


Топором по написанному пером N 5.
Топором по написанному пером № 6
Возьми (стих и критические отзывы)
Топором по написанному пером № 7.
Пора ветров


Отзывы к стихотворению:  3

Отзыв добавил(а): Дадабаева  Татьяна
Дата: 2021-08-02 20:55:24

Спасибо, Ольга, за столь серьёзный разбор такого небольшого стиха. Ценю затраченное Вами время на эту работу, которая чаще всего бывает неблагодарной.
Что интересно, что Вы взяли для рецензирования стих, который уже разбирал один известный человек, член Союза писателей, член Союза журналистов, член Союза художников. Чем он привлекает, не знаю, ведь это обычное пейзажное произведение небольшого размера.
Я благодарна за Ваше мнение. Скопирую Вашу рецензию и поработаю над Вашими замечаниями.
Всех Вам благ!

Отзыв добавил(а): Богатырева  Людмила
Дата: 2021-08-02 21:49:35

Интересный разбор!
да во!

Отзыв добавил(а): Егорова  Ольга
Дата: 2021-08-03 10:11:43

Оля, спасибо, за разбор! Прочитала вдумчиво, понравилось!)
Главное - приятно, что Автору понравилось и дало почву для размышлений!
Интересно было бы узнать, какое видение было у члена Союза писателей, разбиравшего это стихотворение.

Понравились разъяснения про грамматическую рифму, про окончания " ою " , двусмысленность в стихах (у меня часто так получается, надо стараться избегать таких моментов улыбается ).
Учимся дальше! да улыбается



Добавить отзыв:

(если необходим комментарий к отзыву - поставьте галочку перед ним)

Вы ввели: 0

отзыв автора стихотворения не лимитируется по нижней границе

улыбается   радостно смеющийся   грустный   подмигивающий   сердитый   сбитый с толку   плачущий   поцелуй   ангел   влюблен   роза   удивлённый
бее   дурак   во!   смущённый   стоп   да   устал   смеющийся   показывающий язык   не хулиганить

Посчитайте и введите ответ:






Сopyright © 2008-2025 Все права защищены Ti-Poet.ru
Права на все материалы, представленные здесь, принадлежат их авторам
Ваши вопросы и предложения просим направлять на admin@ti-poet.ru

Информация для рекламодателей

Пополнение баллов
Сообщение Администрации
Письмо Администрации